Заявка на участие в конкурсе на соискание статуса муниципальной инновационной площадки
1. |
Наименование организации-соискателя (полное и краткое) |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 87», средняя школа № 87 (соисполнители – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 76», средняя школа № 76-выбыли, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 59», средняя школа № 59, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 36», средняя школа № 36, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 15», средняя школа № 15) |
Наименование организации-координатора (полное и краткое) |
||
2. |
Место нахождения организации-соискателя (юридический и фактический адреса, контактные телефоны, адрес электронной почты и официального сайта) |
150064, город Ярославль, Ленинградский пр-т, 68а, (4852) 54-39-34 E-mail: yarsch087@yandex.ru Сайт: http://shkola87.ru |
3. |
Должность, фамилия, отчество руководителя организации-заявителя |
Директор школы Важнова Ольга Геннадьевна |
4. |
Наименование инновационного проекта |
Современные образовательные технологии и методика преподавания информатики в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования |
5. |
Организационная форма осуществления инновационной деятельности: МИП, МРЦ, МСП |
МСП |
6. |
Опыт инновационной деятельности |
РИП «Апробация и внедрение ФГОС НОО» 2009-2012 гг. РИП «Введение федеральных государственных стандартов на ступенях начального, основного общего, среднего (полного) общего образования» 2012-2016 гг. РИП «Апробация федерального государственного стандарта среднего общего образования» 2017-2019 гг. РЭП «Мультимедийный ресурсный центр, оснащенный цифровым оборудованием» 2015 г. РЦ в рамках работы региональной сети школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ) (2016-2020); Стажерская площадка ЯПГУ им. К.Д. Ушинского 2017-2020 гг. МБП «Электронная школа: безопасность для каждого участника образовательного процесса» 2016 г. МРЦ «Реализация Концепции развития математического образования в муниципальной системе образования города Ярославля по кластерным направлениям» 2016-2018 гг. МРЦ «Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения ФГОС ООО» 2016-2018 гг. МРЦ «Создание системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в МСО г.Ярославля» 2017-2020 гг. МРЦ «Робототехника. Индивидуальные образовательные траектории и навыки будущего» 2016-2018 гг. МИП «Первые шаги в робототехнике (Образовательная робототехника во внеурочной деятельности») 2018-2019 гг. МРЦ «Организационно-методическая поддержка перехода на ФГОС СОО в общеобразовательных организациях г. Ярославля 2018-2019 г. МСП «Цифровой учитель: компетенции для новой школы» 2020-2021 г. МСП «Система управления качеством образования в общеобразовательном учреждении через разработку и реализацию локальных нормативных актов» 2020-2021 МРЦ «Достижение метапредметных результатов реализации ФГОС общего образования через проектную и исследовательскую деятельность» 2020-2021 Проведение семинаров и мастер-классов для учителей по данной тематике в ИРО
|
7. |
Сведения о научных руководителях, консультантах (при их наличии) |
Кувакина Елена Валентиновна, координатор проекта, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Информационного центра ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" |
28.05.2021
Форма краткого описания проекта для участия в конкурсном отборе на соискание статуса муниципальной стажировочной площадки
«Современные образовательные технологии и методика преподавания информатики в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования»
- Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля, на решение которых направлена реализация проекта
- Система сопровождения непрерывного профессионального роста административных и педагогических работников образовательных учреждений (формирование компетенций, организация наставничества, тьюторского сопровождения педагогов и другое).
- Обоснование актуальности и инновационности проекта
Разработанный и принятый правительством Российской Федерации национальный проект «Образование» включает несколько проектов. Для реализации каждого из них требуется наличие одного из важнейших условий, а именно, педагогов, владеющих современными методами обучения, средствами и ресурсами, позволяющими организовать образовательную деятельность обучающихся в условиях цифровой образовательной среды.
Один из федеральных проектов – «Современная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников. Другой проект «Цифровая образовательная среда» – способствует созданию в школах и регионах страны цифровой образовательной среды, насыщенной всеми необходимыми цифровыми устройствами для организации образовательной и внеурочной деятельности обучающихся по всем предметам, управления жизнедеятельностью школы и системы образования региона, организации взаимодействия всех участников образовательных отношений. В этих проектах поставлен ряд задач, среди которых можно выделить те, которые описывают требования к организации образовательной деятельности:
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Для решения этих задач должен быть: высокий профессиональный уровень учителей информатики в области владения педагогическими технологиями и методами преподавания предмета, работы с цифровыми устройствами и использования информационных образовательных ресурсов.
Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается. Учитель информатики, в соответствии требованиями ФГОС ООО и СОО, должен быть конструктом новых педагогических ситуаций, заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Чтобы решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Изменение содержания единого государственного экзамена по информатике в 2021г требует от педагогов переосмысления содержания предмета и практических работ, выполняемых на уроках. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов обучающихся, совершенствованию компетенций, приобретению обучающимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ – компетентности)
Актуальность данной программы обуславливается необходимостью помочь педагогам достичь высокого уровня преподавания предмета «Информатика» и сформировать навыки организации образовательной деятельности в условиях цифровой среды.
- Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта
Цель: повышения качества образования по информатике через развитие профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций для дальнейшего эффективного внедрения современных педагогических технологий и методик в организацию образовательной деятельности.
Задачи:
- обучить обновленной методики преподавания информатики в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов;
- развить профессиональных компетенций учителей информатики;
- создать базу дидактического материала в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования и диагностики их достижений в общеобразовательных организациях;
- ознакомить с новыми возможностями использования мультимедийных, информационных технологий, технологии проектной деятельности на уроках информатики и внеурочных занятиях.
- обучить возможностям применения новых цифровых технологий для решения современных задач повышения качества преподавания информатики (облачные решения, электронные учебники, интерактивные рабочие листы и тетради, онлайн проверка знаний, системы дистанционной поддержки уроков);
- Срок и механизмы реализации инновационного проекта:
С сентябрь 2021г. по апрель 2022г. в рамках работы стажировочной площадки будет реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в количестве 72 часов.
Очная форма стажировка предусматривает такие виды деятельности, как:
- Лекционные и практические занятия на базах школ, участников площадки;
- Посещение открытых уроков, занятий внеурочной деятельностью и мастер-классов проводимых учителями – участниками площадки;
- Воркшоп по работе с нормативной документацией.
Заочная форма стажировки предполагает:
- Самостоятельную работа с материалами, размещенными на ресурсе дистанционной поддержки курса;
- Работу на собственным итоговым проектом
- Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта - Повысится профессиональная компетентность учителей информатики ( в том числе и молодых специалистов или учителей совмещающих несколько предметов) МСО в вопросах:
- педагогики и психологии;
- изменения в законодательстве об образовании;
- особенности составления рабочей программы курса информатики;
- методов организации учебного процесса в соответствии с ФГОС;
- методики преподавания информатики в основной и старшей школе;
- основы разработки контрольно-измерительных материалов;
- требования к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности.
- Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта)
Кадровое обеспечение проекта – В МСП будут принимать участие учителя информатики средних школ № 87, 59, 15, 36 и 76, имеющий опыт инновационной деятельности и публичных выступлений.
Материально-техническое обеспечение проекта – МСП будет реализовываться в учреждении, оснащенном всей необходимой техникой; имеющем 3 кабинета информатики для проведения занятий и 2 класса с мобильными устройствами (ноутбуками); высокоскоростной канал Интернет, веб-камера и спикерфон для проведения онлайн занятий.
Нормативно-правовое обеспечение проекта – реализация проекта будет осуществляться в полном соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей образовательную деятельность в РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессионального стандарта педагога и национального проекта «Образование.)
Средняя школа № 87 в рамках МСП будут работать с использованием положения об инновационной деятельности МСО г. Ярославля, документов, регламентирующих нормотворческую деятельность общеобразовательного учреждения.
- Описание ожидаемых инновационных продуктов: полнота описания продуктов
Результат: охват курсовой подготовкой не менее чем 25 учителей из разных образовательных организаций.
Каждый педагог для получения удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации создаст итоговый проект, которым может стать:
- Открытый уроки и его методическое описание
- Электронная методическая копилка по выбранной теме
- Дистанционный курс по выбранной теме
- Система контрольно-измерительных материалов
- Программа курса внеурочной деятельности
- Возможные риски при реализации проекта(программы) и предложения организации-соискателя по способам их преодоления
Риск – невозможность набрать группу учителей для стажировки из-за их большой нагрузки и отсутствия методического дня.
Предложение преодоления: разъяснение значимости проекта для личного и профессионального роста педагога, индивидуальная работа с администрациями школ.
Риск – невозможность очного обучения.
Предложение преодоления: перенос обучения в дистанционную форму с обязательными онлайн занятиями.
- Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО
Слушатели создадут и наполнят собственную цифровую образовательную среду, разместят в ней дидактические и методические материалы, наработки слушателей могут быть использованы в работе, направляться БАПО, использоваться в конкурсах педагогического мастерства, в том числе на лучшую цифровую образовательную среду педагога.
- Исполнители проекта
Кравцова Екатерина Константиновна, заместитель директора по УВР, учитель информатики СШ №87
Соисполнители проекта:
Киселева Тамара Михайловна, заместитель директора по УВР, учитель информатики СШ №59
Калинина Елена Викторовна, заместитель директора по УВР, учитель информатики СШ №15
Кричман Мила Давидовна, учитель информатики СШ №36
Шаулина Дарья Сергеевна, учитель информатики СШ №76