×
Меню сайта

Ежегодный отчет о результатах деятельности МРЦ

«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»

за 2021/2022 учебный год

 

  1. Общая информация
    1. Участники проекта (внутри учреждения)

 

№ п/п

ФИО участника

Должность,

квалификационная категория

Функции при реализации проекта

1

Квитницкая Г. Л.

Директор школы, высшая

Руководство деятельностью ОУ

2

Байраш Е.Н.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая

Управление, методическое руководство деятельностью педагогического коллектива в рамках проекта

3

Кучеренко Г.Н.

заместитель директора по воспитательной работе, высшая

Управление, методическое руководство деятельностью педагогического коллектива в рамках проекта

4

Беляева О.А.

Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, педагог-психолог, к.пс.н., высшая

Научное руководство проектом;

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива в рамках проекта

5.

Киселева Т.М.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая

Информационно-технологическое сопровождение деятельности педагогического коллектива в рамках проекта

5

Потапов Е.А.

учитель информатики, первая

Информационно-технологическое сопровождение деятельности по реализации идей проекта

 

Участники проекта (сетевое взаимодействие): ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

 

  1. Описание этапа инновационной деятельности (2021/2022 учебный год)

 

2.1. Цели/задачи/достижения

№ п/п

Задачи этапа в соответствии с планом реализации проекта

Основное содержание деятельности (проведенные мероприятия)

Ожидаемые

результаты

Достигнутые

результаты

Что не выполнено

(указать по какой причине)

1

Мониторинг и анализ способов реализации метапредметного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в рамках классно-обобщающего контроля

Определение специфики включения метапредметных заданий и форм работы в учебную деятельность обучающихся с учетом специфики возраста и предметного содержания

Определение ресурсных и дефицитарных областей в создании условий для формирования метапредметных результатов обучающихся

КОК 5-х классов

 

2

Разработка и апробация идей организации метапредметного разновозрастного образовательного пространства.

Разработаны сценарии и проведены мероприятия

1) осенней сессии метапредметного марафона «Год науки и технологий»:

- Проектная лаборатория – визуализация "В мире научных изобретений"

- Квиз "Современные технологии и детское телевидение"

- Квест-экскурсия "Путешествие в царство науки"

- Липдаб "Цифровые технологии в музыкальном искусстве"

- Косплей "В мире научных открытий"

- Литературно- музыкальный коллаж "Музыка в цифре""

- День книги. Чемпионат по выразительному чтению "Читай школа"

- День ручного письма "Мир каллиграфии" (день почерка)

- Информационный дайджест "Я-гражданин"

- Фестиваль народов России "Отечество славлю, которое есть,

но трижды- которое будет"

- Литературно-музыкальный фестиваль "New wave junior" (цифровой формат)

 - Интеллектуальная игра "Правовой лабиринт"

2) весенней сессии метапредметного марафона:

- Общешкольный  проект                   "Весна 1945го"

- Подкаст "Дыши вместе с планетой"

- Липдаб "Как прекрасен этот мир"

- Арт-пространство "Экология. Природа. Человек"

- Флешмоб "Этот день Победы"

- Мастер-классы "Наука – это интересно"

- Квест "Наука в звуках"

- Экологическая сказка "Эко-Теремок".

Включение обучающихся всех учебных параллелей в реализацию мероприятий метапредметного характера.

- Разработка идеи рассредоточенного педагогического совета.

- Разработка системы педагогической и ученической оценки проведенных мероприятий.

-  11 мероприятий Осенней образовательной сессии

- 8 мероприятий Весенней образовательной сессии:

- Около 300 обучающихся и 71 педагог были задействованы в разработке и подготовке мероприятий образовательного Марафона.

- около 1300 обучающихся всех учебных параллелей в общей сложности и весь педагогический коллектив приняли участие в метапредметных образовательных сессиях.

- Разработана система оценки мероприятий образовательных сессий в ориентировке на метапредметные образовательные результаты обучающихся.

- По итогам мероприятия подготовлены аналитические отчеты, видеообзоры.

- Сценарии Марафона и всех его мероприятий представлены как проектный продукт

 

3

Апробация системы работы педагогов (учителей-предметников/ классных руководителей/ руководителей методических объединений) с базами данных ВПР

Цифровая накопительная база данных ВПР

Оптимизация работы педагогов.

Включение мониторинга метапредметных образовательных результатов в систему работы педагогов

Разработка способа накопления и хранения информации о результатах мониторинга ВПР 5-9 классов

Не проведена апробация работы программы в связи с переносом сроков ВПР.

4

Экспертная оценка и комплексный анализ результатов защиты итоговых проектов выпускников 9-х классов и исследовательских работ выпускников 11-х классов с позиций представленности метапредметных образовательных результатов.

Публичные защиты проектных и исследовательских работ.

Организация работы экспертных комиссий по оценке содержания и результатов проекта.

Формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся по средствам проектной и исследовательской деятельности.

Все работы 11-классников содержат обязательный элемент исследовательской деятельности.

90 обучающихся 9-11 классов приняли участие в общешкольном проекте по улучшению школьной инфраструктуры по направлению инициативное бюджетирование в рамках губернаторского проекта «Решаем вместе».

Школа стала победителем конкурса в рамках губернаторского проекта «Решаем вместе!»

Интерактивные памятки для обучающихся по выполнению проектных и исследовательских работ с учетом специфики уровня образования представлены как проектный продукт.

 

5

Разработка и апробация электронного формата «Журнала классного руководителя»

Разработка идеи цифрового формата документации.

Соотнесение содержания с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО.

Представление формата классным руководителям школы.

Обучение классных руководителей с работой в новом ресурсе.

Совершенствование и оптимизация работы классного руководителя в соответствии с современными требованиями.

Разработан ресурс для работы классного руководителя.

Новый формат документации представлен педагогическому коллективу.

Апробация работы с ресурсом перенесена на 2022-23 уч. год

5

Мониторинг метапредметных профессиональных компетенций педагогов

Повторная диагностика педагогического коллектива

Анализ данных диагностики

Разработка шаблона проектного продукта для самодиагностики педагога.

Апробация диагностического инструментария для мониторинга метапредметных профессиональных компетенций педагогов

Апробирован диагностический инструмент, шаблон работы в фомате Exsel файла представлен как проектный продукт

 

6

Представление опыта работы

Обобщение и систематизация опыта работы, оформление материалов практической деятельности к публикациям

Расширение информированности профессионального сообщества об опыте инновационной деятельности в школе

- 2 выступления на конференции и вебинаре международного уровня.

- 2 публикации (одна из них – журнал ВАК).

 

 

Если в проект вносились изменения, необходимо указать какие и причину внесения коррективов.

Содержательно изменений не вносились, необходимые организационные изменения не оказали значимого влияния на ход проекта и реализацию его ключевых направлений.

В силу объективных обстоятельств (перенесения ВКР с весны на осень 2022 г.) на следующий учебный год отложена апробация разработанного инструментария для накопления данных, анализа и мониторинга метапредметных образовательных результатов школьников.

 

2.2. Условия, созданные для достижения результатов инновационного проекта/этапа инновационной деятельности

- кадровые: использование педагогических кадров первой и высшей квалификационной категории, имеющих опыт и достижения в сфере работы с метапредметными и личностными образовательными результатами;

- организационные: системный управленческий контроль за реализацией идей проекта; организация эффективного взаимодействия специалистов ОУ; активное участие специалистов ОУ в представлении опыта работы на уровне школы, муниципальной службы образования, научно-практических конференций разного уровня; использование ресурсов сетевого взаимодействия с высшей школой;

- психологические: создание благоприятного психологического климата; формирование мотивации коллектива к реализации идей непрерывного профессионального образования педагогов; организация комплексной психолого-педагогической диагностики и анализа ее результатов; использование возможностей соотнесения результатов внутренней диагностики с данными внешнего мониторинга.

- информационно-технологические: обеспечение высококвалифицированного информационно-технологического сопровождения деятельности; участие учителей информатики в разработке необходимых инструментов реализации проектных идей.

2.3. Трудности и проблемы, с которыми столкнулись при реализации инновационного проекта

- высокая интенсивность работы в условиях перехода на обновленные ФГОС;

- трудности реализации многих идей, связанных с созданием условий для разновозрастного взаимодействия в коллективе школьников, в ситуации эпидемиологических ограничений;

- трудности организации работы в формате смешанного обучения.

 

  1. Описание результатов инновационной деятельности

 

3.1.  Достигнутые результаты и эффекты инновационного проекта:

1) Модернизирован и апробирован инструментарий диагностики метапредметных компетенций педагогов.

2) Осуществлен комплексный анализ всех предметных областей в контексте реализации идей метапредметного подхода к деятельности.

3) Обобщен и поэтапно представлен в рамках публичного обсуждения с педагогическим коллективом и педагогами МСО, высшей школы РФ и БР опыт школы по организации работы в рамках непрерывного внутрикорпоративного обучения.

3) Разработана, апробирована и представлена для тиражирования серия педагогических советов с использованием разнообразных форм работы с педагогическим коллективом.

4) Разработана идея и реализованы две метапредметные сессии в рамках Образовательного марафона для обучающихся с применением инновационных форм офф-лайн и он-лайн работы.

5) Реализована серия проектов и исследовательских работ школьников метапредметного содержания.

3.2. Обоснование востребованности результатов инновационной деятельности для МСО г. Ярославля

- Опыт работы в рамках психолого-педагогического, информационно и методического сопровождения деятельности коллектива педагогов вызывали интерес со стороны образовательных организаций г. Ярославля, имеются положительные отзывы участников о представленном опыте работы.

 

3.3. Влияние инновационных процессов на эффективность деятельности образовательной организации

- модернизирован и апробирован комплексный инструмент диагностики метапредметных профессиональных компетенций педагогов, который может быть использован в дальнейшей работе педагогического коллектива в изменяющихся обстоятельствах образовательной практики при построении индивидуального образовательного маршрута педагога;

- получила дополнительное стимулирование реализация проектного и исследовательского подхода в образовательной практике;

- апробированы новые формы работы, не применявшиеся педагогами ранее;

- работа с базами данных мониторинговых исследований становится естественной частью работы классных руководителей, педагогов-предметников и администрации школы.

 

3.4. Материалы, подтверждающие положительный эффект инновационного проекта (результаты аналитической деятельности, опросов, статистических данных, подтверждающих результативность деятельности)

- за время реализации проекта все педагоги школы приняли участие в разработке идей и организации мероприятий;

- согласно проведенной диагностике на этапах начала и окончания работы в проекте, возрос уровень критичности педагогов в отношении оценки собственного уровня готовности к реализации метапредметных компетенций; указанные тенденции по большинству параметров не достигают уровня статистической значимости, соответственно, говорить о значительном снижении показателей оснований нет, а речь можно вести именно о более глубоком понимании проблемы и оценки собственной компетентности;

- разработаны и апробированы мероприятия для обучающихся, являющиеся метапредметными по своему содержанию и учитывающими интересы современных школьников; все учебные параллели с максимальным охватом детей приняли участие в реализации идей проекта (межпредметных декад и метапредметных образовательных сессий);

- за время реализации проекта подготовлены 12 публикаций, в том числе одна в журнале, рецензируемом ВАК.

- в течение трех лет реализации проекта опыт работы регулярно представлялся на конференциях и вебинарах разного уровня (6 международных, 2 всероссийских и 3 межрегиональных мероприятия)

 

Приведем текст экспертных заключений, полученных по результатам слепого рецензирования материалов публикации в научно-методическом журнале «Директор школы»:

- «Инвестиции в учителя – самая важная для любой школы задача …»;

- «Профессиональное развитие всего школьного коллектива учителей значительно эффективнее, чем повышение квалификации «одиночек»…»;

- «Профессиональное непрерывное образование педагогов в рамках образовательного учреждения – интересная, нужная, актуальная тема…»

- «Могу представить себе колоссальный объем работы, которую проделали авторы проекта, но усилия коллег того стоят. Достижение метапредметных результатов – не самый оформленный аспект ФГОС, что и вызывает определенные трудности у учителей. Опыт коллег, позволяющий сделать метапредметность более понятной педагогам и формирующий у них определенные компетенции в области планирования и достижения метапредметных результатов у обучающихся, однозначно будет полезен для любого образовательного учреждения нашей страны…»

3.5. Презентация опыта инновационной деятельности (организация и участие в мероприятиях разных уровней, публикации материалов и др.)

 

Конференции:

уровень

мероприятие

Тема выступления

международный

VI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании» 16.05.2022

Технологическая компетенция педагогов:

критериальный подход к анализу

Международный научно-практический вебинар «Вузовская наука – школьной практике». 27.03.2022

Идеи метапредметного образовательного пространства школы в системе непрерывного профессионального роста педагогов

Публикации:

1) Метапредметные компетенции педагогов: опыт эмпирического исследования // БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). С. 422-433 (публикация ВАК);

2) Особенности проявления коммуникативных компетенций в педагогической деятельности» // Актуальные проблемы психологии образования. ˗ Выпуск XII. Кризис образования и образовательные кризисы: мифы и реальность : сборник научных материалов / под науч. ред. доктора психологических наук, профессора Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С.63-69.

 

Промежуточный отчет по реализации проекта

«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»

2021-22 учебный год

 (III этап реализации деятельности МРЦ)

Руководитель проекта Квитницкая Г.Л.

№ п/п

Задачи этапа в соответствии с планом реализации проекта

Основное содержание деятельности (проведенные мероприятия)

Ожидаемые

результаты

Достигнутые

результаты

Что не выполнено

(указать по какой причине)

1

Мониторинг и анализ способов реализации метапредметного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в рамках классно-обобщающего контроля

Определение специфики включения метапредметных заданий и форм работы в учебную деятельность обучающихся с учетом специфики возраста и предметного содержания

Определение ресурсных и дефицитарных областей в создании условий для формирования метапредметных результатов обучающихся

КОК 5-х классов

 

2

Разработка и апробация идей организации метапредметного разновозрастного образовательного пространства.

Разработаны сценарии мероприятий осенней сессии метапредметного марафона «Год науки и технологий»:

- Проектная лаборатория – визуализация "В мире научных изобретений"

- Квиз "Современные технологии и детское телевидение"

- Квест-экскурсия "Путешествие в царство науки"

- Липдаб "Цифровые технологии в музыкальном искусстве"

- Косплей "В мире научных открытий"

- Литературно- музыкальный коллаж "Музыка в цифре""

- День книги. Чемпионат по выразительному чтению "Читай школа"

- День ручного письма "Мир каллиграфии" (день почерка)

- Информационный дайджест "Я-гражданин"

- Фестиваль народов России "Отечество славлю, которое есть,

но трижды- которое будет"

- Литературно-музыкальный фестиваль "New wave junior" (цифровой формат)

 - Интеллектуальная игра "Правовой лабиринт"

Включение обучающихся всех учебных параллелей в реализацию мероприятий метапредметного характера.

- Разработка идеи рассредоточенного педагогического совета.

- Разработка системы педагогической и ученической оценки проведенных мероприятий.

- 11 мероприятий Осенней сессии:

- Участие 960 обучающихся всех учебных параллелей

- 34 педагога

В с вязи с ковид-ограничениями мероприятия проводились исключительно в формате малых групп, не предполагающего массового участия.

3

Апробация системы работы педагогов (учителей-предметников/ классных руководителей/ руководителей методических объединений) с базами данных ВПР

Цифровая накопительная база данных ВПР

Оптимизация работы педагогов.

Включение мониторинга метапредметных образовательных результатов в систему работы педагогов

Разработка способа накопления и хранения информации о результатах мониторинга ВПР 5-9 классов

Материалы находятся в процессе работы

4

Экспертная оценка и комплексный анализ результатов защиты итоговых проектов выпускников 9-х классов и исследовательских работ выпускников 11-х классов с позиций представленности метапредметных образовательных результатов.

Публичные защиты проектных и исследовательских работ.

Организация работы экспертных комиссий по оценке содержания и результатов проекта.

Формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся по средствам проектной и исследовательской деятельности.

90 обучающихся 9-11 классов приняли участие в общешкольном проекте по улучшению школьной инфраструктуры по направлению инициативное бюджетирование в рамках губернаторского проекта «Решаем вместе».

Все работы 11-классников содержат обязательный элемент исследовательской деятельности.

 

5

Представление опыта работы

Обобщение и систематизация опыта работы, оформление материалов практической деятельности к публикациям

Расширение информированности профессионального сообщества об опыте инновационной деятельности в школе

Подготовлены публикации:

- «Метапредметные компетенции педагогов: опыт эмпирического исследования»

// БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). – С. 422-433 (уровень ВАК);

- «Особенности проявления коммуникативных компетенций в педагогической деятельности» // Актуальные проблемы психологии образования. ˗ Выпуск XII. Кризис образования и образовательные кризисы: мифы и реальность : сборник

научных материалов / под науч. ред. доктора психологических наук, профессора Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С.63-69

 

Все материалы представлены на сайте образовательной организации МОУ «Средняя школа № 59»

Отчет составили: Беляева О.А., к.пс.н, рук. психологической службы,  Кучеренко Г.Н., заместитель директора по воспитательной работе.