Ежегодный отчет о результатах деятельности МРЦ
«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»
за 2021/2022 учебный год
- Общая информация
-
- Участники проекта (внутри учреждения)
№ п/п |
ФИО участника |
Должность, квалификационная категория |
Функции при реализации проекта |
1 |
Квитницкая Г. Л. |
Директор школы, высшая |
Руководство деятельностью ОУ |
2 |
Байраш Е.Н. |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая |
Управление, методическое руководство деятельностью педагогического коллектива в рамках проекта |
3 |
Кучеренко Г.Н. |
заместитель директора по воспитательной работе, высшая |
Управление, методическое руководство деятельностью педагогического коллектива в рамках проекта |
4 |
Беляева О.А. |
Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, педагог-психолог, к.пс.н., высшая |
Научное руководство проектом; Психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива в рамках проекта |
5. |
Киселева Т.М. |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая |
Информационно-технологическое сопровождение деятельности педагогического коллектива в рамках проекта |
5 |
Потапов Е.А. |
учитель информатики, первая |
Информационно-технологическое сопровождение деятельности по реализации идей проекта |
Участники проекта (сетевое взаимодействие): ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
- Описание этапа инновационной деятельности (2021/2022 учебный год)
2.1. Цели/задачи/достижения
№ п/п |
Задачи этапа в соответствии с планом реализации проекта |
Основное содержание деятельности (проведенные мероприятия) |
Ожидаемые результаты |
Достигнутые результаты |
Что не выполнено (указать по какой причине) |
1 |
Мониторинг и анализ способов реализации метапредметного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в рамках классно-обобщающего контроля |
Определение специфики включения метапредметных заданий и форм работы в учебную деятельность обучающихся с учетом специфики возраста и предметного содержания |
Определение ресурсных и дефицитарных областей в создании условий для формирования метапредметных результатов обучающихся |
КОК 5-х классов |
|
2 |
Разработка и апробация идей организации метапредметного разновозрастного образовательного пространства. |
Разработаны сценарии и проведены мероприятия 1) осенней сессии метапредметного марафона «Год науки и технологий»: - Проектная лаборатория – визуализация "В мире научных изобретений" - Квиз "Современные технологии и детское телевидение" - Квест-экскурсия "Путешествие в царство науки" - Липдаб "Цифровые технологии в музыкальном искусстве" - Косплей "В мире научных открытий" - Литературно- музыкальный коллаж "Музыка в цифре"" - День книги. Чемпионат по выразительному чтению "Читай школа" - День ручного письма "Мир каллиграфии" (день почерка) - Информационный дайджест "Я-гражданин" - Фестиваль народов России "Отечество славлю, которое есть, но трижды- которое будет" - Литературно-музыкальный фестиваль "New wave junior" (цифровой формат) - Интеллектуальная игра "Правовой лабиринт" 2) весенней сессии метапредметного марафона: - Общешкольный проект "Весна 1945го" - Подкаст "Дыши вместе с планетой" - Липдаб "Как прекрасен этот мир" - Арт-пространство "Экология. Природа. Человек" - Флешмоб "Этот день Победы" - Мастер-классы "Наука – это интересно" - Квест "Наука в звуках" - Экологическая сказка "Эко-Теремок". |
Включение обучающихся всех учебных параллелей в реализацию мероприятий метапредметного характера. |
- Разработка идеи рассредоточенного педагогического совета. - Разработка системы педагогической и ученической оценки проведенных мероприятий. - 11 мероприятий Осенней образовательной сессии - 8 мероприятий Весенней образовательной сессии: - Около 300 обучающихся и 71 педагог были задействованы в разработке и подготовке мероприятий образовательного Марафона. - около 1300 обучающихся всех учебных параллелей в общей сложности и весь педагогический коллектив приняли участие в метапредметных образовательных сессиях. - Разработана система оценки мероприятий образовательных сессий в ориентировке на метапредметные образовательные результаты обучающихся. - По итогам мероприятия подготовлены аналитические отчеты, видеообзоры. - Сценарии Марафона и всех его мероприятий представлены как проектный продукт |
|
3 |
Апробация системы работы педагогов (учителей-предметников/ классных руководителей/ руководителей методических объединений) с базами данных ВПР |
Цифровая накопительная база данных ВПР |
Оптимизация работы педагогов. Включение мониторинга метапредметных образовательных результатов в систему работы педагогов |
Разработка способа накопления и хранения информации о результатах мониторинга ВПР 5-9 классов |
Не проведена апробация работы программы в связи с переносом сроков ВПР. |
4 |
Экспертная оценка и комплексный анализ результатов защиты итоговых проектов выпускников 9-х классов и исследовательских работ выпускников 11-х классов с позиций представленности метапредметных образовательных результатов. |
Публичные защиты проектных и исследовательских работ. Организация работы экспертных комиссий по оценке содержания и результатов проекта. |
Формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся по средствам проектной и исследовательской деятельности. |
Все работы 11-классников содержат обязательный элемент исследовательской деятельности. 90 обучающихся 9-11 классов приняли участие в общешкольном проекте по улучшению школьной инфраструктуры по направлению инициативное бюджетирование в рамках губернаторского проекта «Решаем вместе». Школа стала победителем конкурса в рамках губернаторского проекта «Решаем вместе!» Интерактивные памятки для обучающихся по выполнению проектных и исследовательских работ с учетом специфики уровня образования представлены как проектный продукт. |
|
5 |
Разработка и апробация электронного формата «Журнала классного руководителя» |
Разработка идеи цифрового формата документации. Соотнесение содержания с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО. Представление формата классным руководителям школы. Обучение классных руководителей с работой в новом ресурсе. |
Совершенствование и оптимизация работы классного руководителя в соответствии с современными требованиями. |
Разработан ресурс для работы классного руководителя. Новый формат документации представлен педагогическому коллективу. |
Апробация работы с ресурсом перенесена на 2022-23 уч. год |
5 |
Мониторинг метапредметных профессиональных компетенций педагогов |
Повторная диагностика педагогического коллектива Анализ данных диагностики Разработка шаблона проектного продукта для самодиагностики педагога. |
Апробация диагностического инструментария для мониторинга метапредметных профессиональных компетенций педагогов |
Апробирован диагностический инструмент, шаблон работы в фомате Exsel файла представлен как проектный продукт |
|
6 |
Представление опыта работы |
Обобщение и систематизация опыта работы, оформление материалов практической деятельности к публикациям |
Расширение информированности профессионального сообщества об опыте инновационной деятельности в школе |
- 2 выступления на конференции и вебинаре международного уровня. - 2 публикации (одна из них – журнал ВАК). |
Если в проект вносились изменения, необходимо указать какие и причину внесения коррективов.
Содержательно изменений не вносились, необходимые организационные изменения не оказали значимого влияния на ход проекта и реализацию его ключевых направлений.
В силу объективных обстоятельств (перенесения ВКР с весны на осень 2022 г.) на следующий учебный год отложена апробация разработанного инструментария для накопления данных, анализа и мониторинга метапредметных образовательных результатов школьников.
2.2. Условия, созданные для достижения результатов инновационного проекта/этапа инновационной деятельности
- кадровые: использование педагогических кадров первой и высшей квалификационной категории, имеющих опыт и достижения в сфере работы с метапредметными и личностными образовательными результатами;
- организационные: системный управленческий контроль за реализацией идей проекта; организация эффективного взаимодействия специалистов ОУ; активное участие специалистов ОУ в представлении опыта работы на уровне школы, муниципальной службы образования, научно-практических конференций разного уровня; использование ресурсов сетевого взаимодействия с высшей школой;
- психологические: создание благоприятного психологического климата; формирование мотивации коллектива к реализации идей непрерывного профессионального образования педагогов; организация комплексной психолого-педагогической диагностики и анализа ее результатов; использование возможностей соотнесения результатов внутренней диагностики с данными внешнего мониторинга.
- информационно-технологические: обеспечение высококвалифицированного информационно-технологического сопровождения деятельности; участие учителей информатики в разработке необходимых инструментов реализации проектных идей.
2.3. Трудности и проблемы, с которыми столкнулись при реализации инновационного проекта
- высокая интенсивность работы в условиях перехода на обновленные ФГОС;
- трудности реализации многих идей, связанных с созданием условий для разновозрастного взаимодействия в коллективе школьников, в ситуации эпидемиологических ограничений;
- трудности организации работы в формате смешанного обучения.
- Описание результатов инновационной деятельности
3.1. Достигнутые результаты и эффекты инновационного проекта:
1) Модернизирован и апробирован инструментарий диагностики метапредметных компетенций педагогов.
2) Осуществлен комплексный анализ всех предметных областей в контексте реализации идей метапредметного подхода к деятельности.
3) Обобщен и поэтапно представлен в рамках публичного обсуждения с педагогическим коллективом и педагогами МСО, высшей школы РФ и БР опыт школы по организации работы в рамках непрерывного внутрикорпоративного обучения.
3) Разработана, апробирована и представлена для тиражирования серия педагогических советов с использованием разнообразных форм работы с педагогическим коллективом.
4) Разработана идея и реализованы две метапредметные сессии в рамках Образовательного марафона для обучающихся с применением инновационных форм офф-лайн и он-лайн работы.
5) Реализована серия проектов и исследовательских работ школьников метапредметного содержания.
3.2. Обоснование востребованности результатов инновационной деятельности для МСО г. Ярославля
- Опыт работы в рамках психолого-педагогического, информационно и методического сопровождения деятельности коллектива педагогов вызывали интерес со стороны образовательных организаций г. Ярославля, имеются положительные отзывы участников о представленном опыте работы.
3.3. Влияние инновационных процессов на эффективность деятельности образовательной организации
- модернизирован и апробирован комплексный инструмент диагностики метапредметных профессиональных компетенций педагогов, который может быть использован в дальнейшей работе педагогического коллектива в изменяющихся обстоятельствах образовательной практики при построении индивидуального образовательного маршрута педагога;
- получила дополнительное стимулирование реализация проектного и исследовательского подхода в образовательной практике;
- апробированы новые формы работы, не применявшиеся педагогами ранее;
- работа с базами данных мониторинговых исследований становится естественной частью работы классных руководителей, педагогов-предметников и администрации школы.
3.4. Материалы, подтверждающие положительный эффект инновационного проекта (результаты аналитической деятельности, опросов, статистических данных, подтверждающих результативность деятельности)
- за время реализации проекта все педагоги школы приняли участие в разработке идей и организации мероприятий;
- согласно проведенной диагностике на этапах начала и окончания работы в проекте, возрос уровень критичности педагогов в отношении оценки собственного уровня готовности к реализации метапредметных компетенций; указанные тенденции по большинству параметров не достигают уровня статистической значимости, соответственно, говорить о значительном снижении показателей оснований нет, а речь можно вести именно о более глубоком понимании проблемы и оценки собственной компетентности;
- разработаны и апробированы мероприятия для обучающихся, являющиеся метапредметными по своему содержанию и учитывающими интересы современных школьников; все учебные параллели с максимальным охватом детей приняли участие в реализации идей проекта (межпредметных декад и метапредметных образовательных сессий);
- за время реализации проекта подготовлены 12 публикаций, в том числе одна в журнале, рецензируемом ВАК.
- в течение трех лет реализации проекта опыт работы регулярно представлялся на конференциях и вебинарах разного уровня (6 международных, 2 всероссийских и 3 межрегиональных мероприятия)
Приведем текст экспертных заключений, полученных по результатам слепого рецензирования материалов публикации в научно-методическом журнале «Директор школы»:
- «Инвестиции в учителя – самая важная для любой школы задача …»;
- «Профессиональное развитие всего школьного коллектива учителей значительно эффективнее, чем повышение квалификации «одиночек»…»;
- «Профессиональное непрерывное образование педагогов в рамках образовательного учреждения – интересная, нужная, актуальная тема…»
- «Могу представить себе колоссальный объем работы, которую проделали авторы проекта, но усилия коллег того стоят. Достижение метапредметных результатов – не самый оформленный аспект ФГОС, что и вызывает определенные трудности у учителей. Опыт коллег, позволяющий сделать метапредметность более понятной педагогам и формирующий у них определенные компетенции в области планирования и достижения метапредметных результатов у обучающихся, однозначно будет полезен для любого образовательного учреждения нашей страны…»
3.5. Презентация опыта инновационной деятельности (организация и участие в мероприятиях разных уровней, публикации материалов и др.)
Конференции:
уровень |
мероприятие |
Тема выступления |
международный |
VI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании» 16.05.2022 |
Технологическая компетенция педагогов: критериальный подход к анализу |
Международный научно-практический вебинар «Вузовская наука – школьной практике». 27.03.2022 |
Идеи метапредметного образовательного пространства школы в системе непрерывного профессионального роста педагогов |
Публикации:
1) Метапредметные компетенции педагогов: опыт эмпирического исследования // БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). С. 422-433 (публикация ВАК);
2) Особенности проявления коммуникативных компетенций в педагогической деятельности» // Актуальные проблемы психологии образования. ˗ Выпуск XII. Кризис образования и образовательные кризисы: мифы и реальность : сборник научных материалов / под науч. ред. доктора психологических наук, профессора Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С.63-69.
Промежуточный отчет по реализации проекта
«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»
2021-22 учебный год
(III этап реализации деятельности МРЦ)
Руководитель проекта Квитницкая Г.Л.
№ п/п |
Задачи этапа в соответствии с планом реализации проекта |
Основное содержание деятельности (проведенные мероприятия) |
Ожидаемые результаты |
Достигнутые результаты |
Что не выполнено (указать по какой причине) |
1 |
Мониторинг и анализ способов реализации метапредметного подхода на уроках и во внеурочной деятельности в рамках классно-обобщающего контроля |
Определение специфики включения метапредметных заданий и форм работы в учебную деятельность обучающихся с учетом специфики возраста и предметного содержания |
Определение ресурсных и дефицитарных областей в создании условий для формирования метапредметных результатов обучающихся |
КОК 5-х классов |
|
2 |
Разработка и апробация идей организации метапредметного разновозрастного образовательного пространства. |
Разработаны сценарии мероприятий осенней сессии метапредметного марафона «Год науки и технологий»: - Проектная лаборатория – визуализация "В мире научных изобретений" - Квиз "Современные технологии и детское телевидение" - Квест-экскурсия "Путешествие в царство науки" - Липдаб "Цифровые технологии в музыкальном искусстве" - Косплей "В мире научных открытий" - Литературно- музыкальный коллаж "Музыка в цифре"" - День книги. Чемпионат по выразительному чтению "Читай школа" - День ручного письма "Мир каллиграфии" (день почерка) - Информационный дайджест "Я-гражданин" - Фестиваль народов России "Отечество славлю, которое есть, но трижды- которое будет" - Литературно-музыкальный фестиваль "New wave junior" (цифровой формат) - Интеллектуальная игра "Правовой лабиринт" |
Включение обучающихся всех учебных параллелей в реализацию мероприятий метапредметного характера. |
- Разработка идеи рассредоточенного педагогического совета. - Разработка системы педагогической и ученической оценки проведенных мероприятий. - 11 мероприятий Осенней сессии: - Участие 960 обучающихся всех учебных параллелей - 34 педагога |
В с вязи с ковид-ограничениями мероприятия проводились исключительно в формате малых групп, не предполагающего массового участия. |
3 |
Апробация системы работы педагогов (учителей-предметников/ классных руководителей/ руководителей методических объединений) с базами данных ВПР |
Цифровая накопительная база данных ВПР |
Оптимизация работы педагогов. Включение мониторинга метапредметных образовательных результатов в систему работы педагогов |
Разработка способа накопления и хранения информации о результатах мониторинга ВПР 5-9 классов |
Материалы находятся в процессе работы |
4 |
Экспертная оценка и комплексный анализ результатов защиты итоговых проектов выпускников 9-х классов и исследовательских работ выпускников 11-х классов с позиций представленности метапредметных образовательных результатов. |
Публичные защиты проектных и исследовательских работ. Организация работы экспертных комиссий по оценке содержания и результатов проекта. |
Формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся по средствам проектной и исследовательской деятельности. |
90 обучающихся 9-11 классов приняли участие в общешкольном проекте по улучшению школьной инфраструктуры по направлению инициативное бюджетирование в рамках губернаторского проекта «Решаем вместе». Все работы 11-классников содержат обязательный элемент исследовательской деятельности. |
|
5 |
Представление опыта работы |
Обобщение и систематизация опыта работы, оформление материалов практической деятельности к публикациям |
Расширение информированности профессионального сообщества об опыте инновационной деятельности в школе |
Подготовлены публикации: - «Метапредметные компетенции педагогов: опыт эмпирического исследования» // БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. 2021, август № 3 (56). – С. 422-433 (уровень ВАК); - «Особенности проявления коммуникативных компетенций в педагогической деятельности» // Актуальные проблемы психологии образования. ˗ Выпуск XII. Кризис образования и образовательные кризисы: мифы и реальность : сборник научных материалов / под науч. ред. доктора психологических наук, профессора Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. С.63-69 |
Все материалы представлены на сайте образовательной организации МОУ «Средняя школа № 59»
Отчет составили: Беляева О.А., к.пс.н, рук. психологической службы, Кучеренко Г.Н., заместитель директора по воспитательной работе.