Форма краткого описания проекта для участия в конкурсном отборе на соискание статуса муниципальной инновационной площадки
«Создание системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся»
(наименование проекта)
- Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля, на решение которых направлена реализация проекта
«Современные аспекты воспитания, развития и социализации обучающихся образовательных учреждений»
- Обоснование актуальности и инновационности проекта:
Проект «Создание системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» является продолжением МРЦ с аналогичным названием 2016-2019гг).
Сопровождение профессионального самоопределения является значимой составляющей работы образовательных учреждений. Возрастные рамки развития детей продуцирую специфические задачи сопровождения профессионального самоопределения на каждом этапе обучения детей.
В тоже время в государственной политике обозначаются приоритеты профориентационной работы в системе образования. К числу значимых документов, регламентирующих работу образовательных организаций, относятся: Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» от 3 марта 2015 г. № 349-р; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий» от 5 марта 2015 г. № 366-р; Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации национальной технологической инициативы» от 18 апреля 2016 г. № 317; "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года; Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года; Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020; Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования; Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг. ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО .
Современные подходы к профориентационной работе зафиксированы в таких ресурсах, федерального и регионального значения, как «Атлас 100», «За собой», «Школа будущих профессий».
Все эти документы легли в основу деятельности МРЦ «Создание системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» 2016-2019гг.
Ключевыми задачами проектами являлись:
- Нормативно-правовое обеспечение профориентационной работы в ОО.
- Сопровождение профессионального самоопределения через урочную деятельность.
- Внесение изменений в содержание предмета «Технология».
- Сопровождение профессионального самоопределения через внеурочную деятельность.
- Воспитательная работа. Участие в конкурсных и массовых мероприятиях в рамках профориентационной работы.
- Организация и проведение профессиональных проб для учащихся.
- Проектная деятельность в рамках профориентационной работы.
- Создание мониторинга профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов.
- Профориентационный туризм.
- Создание городского профориентационного сайта.
Результаты деятельности МРЦ позволяют сделать вывод, что задачи проекта были решены не полностью в связи с их объемностью и финансовой затратностью. Главной проблемой остается отсутствие системности как на уровне образовательных организаций, так и на уровне МСО г.Ярославля.
Актуальным является сведение в единую систему сопровождения профессионального самоопределения как на различных уровнях образования, так и по всем направлениям сопровождения профессионального самоопределения с использованием сетевого подхода во взаимодействии организаций.
- Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта
В учреждениях дополнительного образования:
- Организация и проведение профессиональных проб для учащихся 6-8 классов.
- Разработка программ, развивающих Soft skills и компетентностей профессионального самоопределения.
- Разработка и апробация системы профориентационных игр для учащихся 7-9 классов.
- Проведение семинаров, мастер-классов для учреждений дополнительного образования, вновь вошедших в проект.
В образовательных организациях (школах):
- Сопровождение профессионального самоопределения через урочную деятельность, включая профориентационный туризм и формирование банка профориентационных уроков 1-11 класс, создание профориентационного методического конструктора.
- Сопровождение профессионального самоопределения через внеурочную деятельность, включая профориентационный туризм, профориентационную проектную деятельность.
- Воспитательная работа. Участие в конкурсных и массовых мероприятиях в рамках профориентационной работы. Включая:
- разработку сценариев профориентационных мероприятий – разработка и проведение акции «День тени» для учащихся 11х классов;
- организацию лаборатории профессионального выбора «Я-ЦЕЛЬ-ПРОФЕССИЯ-УСПЕХ»;
- разработку и апробацию системы профориентационных игр для учащихся 7-9 классов;
- организацию и проведение профориентационного образовательного события «Инженерные каникулы»;
- отработка деятельности профориентационных консилиумов;
- клубную работу;
- поддержку профессионального самоопределения с использованием программы «ILIAS»
- Организация профессиональных проб для учащихся и интеграция результатов профессиональных проб в образовательный процесс.
- Отработка городского мониторинга профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов.
- Создание городского профориентационного сайта.
- Доработка профориентационного дневника.
- Срок и механизмы реализации инновационного проекта:
№№ |
Мероприятия и разработки |
Разработка |
Апробация |
Реализация |
1. |
Организация и проведение профессиональных проб для учащихся 6-11 классов. |
.
|
|
2019-2022 |
2. |
Формирование банка профориентационных уроков 1-11 класс |
|
|
2019-2022 |
3. |
Развитие профориентационной проектной деятельности |
|
|
2019-2022 |
4. |
Разработка программы, развивающих Soft skills и компетентностей профессионального самоопределения.
|
2019 |
2020 |
2020-2022 |
5. |
Включение профориентационного туризма в систему профориентационных уроков |
2019-2020 |
2020-2021 |
2019-2022 |
6. |
Разработка и проведение акции «День тени» для учащихся 11х классов; |
2019 |
2020 |
2020-2022 |
7. |
Лаборатория профессионального выбора «Я-ЦЕЛЬ-ПРОФЕССИЯ-УСПЕХ»; |
2019 |
2020 |
2020-2022 |
8. |
Создание профориентационного методического конструктора |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
9. |
Организация и проведение профориентационного образовательного события «Инженерные каникулы» |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
10. |
Отработка деятельности профориентационных консилиумов |
2019-2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
11. |
Доработка профориентационного дневника. |
2019-2020 |
2021 |
2021-2022 |
12. |
Создание городского профориентационного сайта |
2020 |
2021 |
2021-2022 |
13. |
Разработка и апробация системы профориентационных игр для учащихся 7-9 классов. |
2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
14. |
Создание клуба профориентационной направленности «Профессиональная карьера» |
2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
15. |
Создание курсов по профориентации с использованием программы «ILIAS» |
2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
16. |
Отработка городского мониторинга профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов |
2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
17. |
Формирование системы профориентационных мероприятий для учащихся начальной, основной, старшей школы |
2020 |
2020-2021 |
2021-2022 |
Механизмы реализации – сетевое взаимодействие, деятельность рабочих групп, семинары, мероприятия для педагогов и обучающихся.
- Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта
- Расширение сети школ, участвующих в реализации профессиональных проб для учащихся 6-11 классов.
- Проводится городской мониторинг профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов
- Разработан профориентационный методический конструктор.
- Деятельность профориентационных консилиумов
- Разработан профориентационный дневник.
- Создан городской профориентационный сайт
- Увеличение числа профориентационных уроков 1-11 класс, в том числе сочетающихся с профориентационным экскурсиями.
- Увеличение числа учащихся:
- выполняющих проекты профориентационной направленности.
- владеющих компетентностями профессионального самоопределения.
- 11х классов, участвующих в акции «День тени»
- 7-9 классов, принимающих участие в профориентационных играх.
- Деятельность лаборатории профессионального выбора «Я-ЦЕЛЬ-ПРОФЕССИЯ-УСПЕХ».
- Организована работа клуба старшеклассников «Профессиональная карьера»
- Системы профориентационных мероприятий для учащихся начальной, основной, старшей школы создана.
- Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта)
Кадровое обеспечение проекта – В МРЦ будут принимать участи е коллективы образовательных организаций имеющих опыт инновационной деятельности и профориентационной работы.
Материально-техническое обеспечение проекта – МРЦ будет реализовываться в учреждениях, оснащенных проекторами, компьютерами, имеющих актовые залы для проведения занятий, располагающих методическими разработками по сопровождению профессионального самоопределения в ОО.
- Нормативно-правовое обеспечение проекта – реализация проекта будет осуществляться в полном соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей образовательную деятельность в РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, образовательные организации в рамках МСП будут работать с использованием положения об инновационной деятельности МСО г.Ярославля, документов регламентирующих профориентационную деятельность. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204; Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» от 3 марта 2015 г. № 349-р;Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий» от 5 марта 2015 г. № 366-р; Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации национальной технологической инициативы» от 18 апреля 2016 г. № 317; Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 г. № 1642; Письмо заместителя Председателя Правительства Российской Федерации «О выполнении «Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы» от 27 июня 2016 г.; "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года; Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года; Стратегия социально-экономического развития города Ярославля до 2020; Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности.
7. Описание ожидаемых инновационных продуктов: полнота описания продуктов
Банк профориентационных уроков 1-11 класс. Профориентационные уроки являются частью учебной программы, направлены на ознакомление учащихся с современными производствами, профессиями, технологиями. В том числе и подкрепленные профориентационным экскурсиями.
Профориентационная проектная деятельность. Профориентационные проекты направлены на формирование представлений учащихся о возможной выбранной профессии, выполнение учащимися элементов деятельности, связанной с выбранной профессий
Программы, развивающих Soft skills и компетентностей профессионального самоопределения. Программа развивает навыки работы с информацией, планирования, принятия решений, критического и системного мышления, навыков кооперации и коммуникации.
Акция «День тени» для учащихся 11х классов. Акция направлена на ознакомление учащихся 11-ых классов с деятельностью конкретных специалистов. Проходит в виде присутствия на рабочем месте специалиста учащегося в течении одного рабочего дня.
Профориентационный методический конструктор. Профориентационный методический конструктор необходим учителям предметникам и классным руководителям для быстрого подбора профориентационных технологий для проведения профориентационных уроков, классных часов, профориентационных мероприятий.
Лаборатория профессионального выбора «Я-ЦЕЛЬ-ПРОФЕССИЯ-УСПЕХ». Формирование у школьников практического опыта по направлениям деятельности: социономической, - туристической, технической.
Профориентационное образовательное событие «Инженерные каникулы». Целями «Инженерных каникул» являются:
- формирование у школьников практического опыта инженерной направленности (моделирование, конструирование, программирование, исследование, измерение и контроль, проектирование);
- повышение мотивации к обучению по инженерным направлениям;
- формирование способности принимать осознанное и мотивированное решение в выборе профессии.
Программа предполагает вовлечение детей в активную проектную и досуговую деятельность под руководством учителей лицея и гимназии, проведение мастер-классов для педагогов образовательных организация, входящих а МРЦ.
Методика профориентационных консилиумов. Профориентационный консилиум направлен на решение проблемы профессионального самоопределения учащегося, если последний испытывает сильные затруднения. Консилиум состоит из представителей администрации, учителей, психолога СШ, родителей ребенка, самого ученика. Цель консилиума в оказании помощи при принятии решения в ходе профессионального самоопределения или проектирования дальнейшего пути профессионального развития.
Профориентационный дневник. Дневник состоит из 3 частей на начальную, основную и старшую школу. Предназначен для аккумуляции опыта профессионального самоопределения, впечатлений, профессиональных планов и т.д.
Создание городского профориентационного сайта. Городской профориентационный сайт является ресурсом на котором могли быть представлены разработки направленные на сопровождение профессионального самоопределения у учащихся, информации о профориентационных мероприятиях. Сайт должен выполнять роль визитной карточки города, быть площадкой для встречи промышленности, бизнеса и системы образования.
Система профориентационных игр для учащихся 7-9 классов. На данный момент времени разработано большое количество профориентационных современных игр, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Участие учащихся в этих играх позволит им глубже понимать собственные профессиональные планы, эффективнее принимать решения, относительно профессионального выбора.
Создание курсов по профориентации с использованием программы «ILIAS». Разработанные и апробированные рабочие программы дистанционных курсов на платформе ILIAS по курсам внеурочной деятельности; конспекты уроков и занятий профориентационной направленности.
Городской мониторинг профессиональных интересов, склонностей, планов профессионального развития учащихся 1-11 классов – состоит из профориентационных методик, позволяющий более эффективно планировать профориентационную работу в СШ
Клуб старшеклассников «Профессиональная карьера» - деятельность клуба направлена на формирование у старшеклассников планов профессионального развития, формирования компетентностей профессионального самоопределения.
Формирование системы профориентационных мероприятий для учащихся начальной, основной, старшей школы:
Сопровождение профессионального самоопределения в начальной школе
Задача – Последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность успешному к профессионально-образовательному выбору
Продолжение традиций, заложенных в детском саду по ознакомлению с миром профессий
Ознакомление с профессиональными областями через экскурсии, профессиональные пробы, с обязательным включением эмоционального компонента
Начальное формирование компетентностей профессионального самоопределение через образовательный процесс.
Компонент |
Представленность |
Профориентационный урок |
Не менее 10 по типам профессий Климова за 4 года обучения |
Внеурочная деятельность |
С профориентационным компонентом или профориентационной направленности |
Профориентационный туризм |
Не менее 4 профориентационных экскурсий за 4 года обучения |
Профессиональные пробы |
Не менее 1 пробы по каждому типу профессий на базе школы или УДО |
Проектная деятельность |
1 Групповой или индивидуальный проект с профориентационным компонентом |
Профориентационные игры |
1-2 профориентационные игры |
Профориентационный конкурсы |
1-2 конкурса за 4 года обучения |
Профориентационные мероприятия |
1-2 мероприятия за 4 года обучения |
Сопровождение профессионального самоопределения в основной школе
Задача – Комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением направления образовательной или профессиональной подготовки
Ознакомление с миром профессий в активной форме (профессиональные пробы)
Ознакомление с профессиональными областями через профориентационные экскурсии, профориентационные уроки, конкурсы и профориентационные игры, с обязательным включением рефлексивного компонента
Активное формирование компетентностей профессионального самоопределение
Компонент |
Представленность |
Профориентационный урок |
Не менее20 по типам профессий Климова за 5 лет обучения |
Внеурочная деятельность |
С профориентационным компонентом или профориентационной направленности |
Профориентационный туризм |
Не менее 5 профориентационных экскурсий за 5 лет обучения |
Профессиональные пробы |
Не менее 2 пробы по каждому типу профессий на базе школы, УДО, СПО |
Проектная деятельность |
Проект с профориентационным компонентом или полностью профориентационный |
Профориентационные игры |
4-6 профориентационные игры |
Профориентационный конкурсы |
3-4 конкурса за 5 лет обучения |
Профориентационные мероприятия |
4-6 мероприятия за 5 лет обучения |
Сопровождение профессионального самоопределения в старшей школе
Задача – Комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением специальности/направления подготовки в профессиональной образовательной организации либо вузе
Ознакомление с профессиями выбранной профессиональной области (профессиональные пробыОзнакомление с выбранной профессиональной областью через профориентационные экскурсии на предприятия и в ВУЗы по профилю, встречи со специалистами, конкс обязательным включением рефлексивного компонента
Активное использование компетентностей профессионального самоопределение
Компонент |
Представленность |
Профориентационный урок |
Не менее 6 по выбранному профилю за 2 года обучения |
Внеурочная деятельность |
С профориентационным компонентом или профориентационной направленности |
Профориентационный туризм |
Не менее 3 профориентационных экскурсий по выбранному профилю за 2 года обучения |
Профессиональные пробы |
Не менее 2 проб по профессиям сопряженных с выбранным профилем за 2 года обучения |
Проектная деятельность |
Проект с профориентационным компонентом или полностью профориентационный |
Профориентационные игры |
2 профориентационные игры за 2 года обучения |
Профориентационный конкурсы |
2-3 конкурса за 2 года обучения |
Профориентационные мероприятия |
2-3 мероприятия за 2 года обучения |
- Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО
Результаты проекта могут распространятся через: конференции, семинары, мастер-классы, консультации, распространение продуктов МРЦ как в бумажном, так и в электронном виде.
- Исполнители проекта
МОУ ДПО «ГЦРО»
МОУ ДО ЦДТ "Россияне"
МОУ ДО «МУЦ Красноперекопского района»
МОУ ДО «МУЦ Кировского и Ленинского районов»
МОУ КОЦ «ЛАД»
МОУДО ДЮЦ «Ярославич»
МОУ ДО «Детский морской центр»
МОУ ДО ЦВР «Глория»
МОУ ДО ДЭЦ «Родник»
МОУ ДО ЦАТ «Перспектива»
МОУ «Гимназия №1»
МОУ «Лицей №86»
МОУ Средняя школа № 43 имени А.С.Пушкина
МОУ «Средняя школа №30»
МОУ «Средняя школа №58»
МОУ «Средняя школа № 87»,
МОУ «Средняя школа № 81 имени Сергея Красильникова»
МОУ «Средняя школа № 80»
МОУ «Средняя школа №59»
МОУ «Гимназия №3»
МОУ «Средняя школа №2»
МОУ «Средняя школа № 77»