Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №59" города Ярославля


Подготовка к экзаменам в режиме дистанционного обучения (по материалам исследований нейробиологов, психологов и диетологов,советов преподавателей и студентов)

Дорогие выпускники!

Вам сейчас предстоит пройти важный этап жизненного пути — окончание школы и выбор профессиональной дороги. Но перед этим нужно подготовиться к предстоящему экзамену.

Вам сложнее, чем предыдущим выпускникам, — ситуация с экзаменом неопределенная, по большей степени именно на вас ложится груз ответственности за самоподготовку, вы частично лишены условий для привычного отдыха и развлечений.

Однако, вам проще, чем предыдущим выпускникам — вы имеете больше времени на подготовку к экзамену, у вас меньше отвлекающих факторов в виде незапланированных посиделок в кафе J, ваш темп подготовки полностью зависит от вас и вы в силах сделать его наиболее продуктивным.

Несомненно, причин для тревоги и стресса у вас прибавилось:

  • Реакция на ситуацию — неопределенную, стрессовую, неприятную, эмоционально-значимую
  • Проявление дефицита эмоций — тотальная усталость снижает активность центральной нервной системы и является причиной снижения работоспособности
  • Состояние нервно-психического напряжения (повышение требований, усиление давления, отрицательная оценка результатов деятельности).

На дистанционной форме обучения в процессе подготовки к ЕГЭ у вас появились новые трудности:

  • Возросшая ответственность за подготовку к ЕГЭ, которая ложится в основном именно на ваши плечи
  • Более расслабленный режим подготовки
  • Неопределенность со сроками сдачи (постоянный перенос сроков и изменение условий) приводят к проявлению «эмоциональных качелей» — «Ура, отменят ЕГЭ!» / «Нет, не отменят…»
  • Эмоциональные переживания приводят к дефициту эмоций, а иногда и к равнодушию, нежеланию что-то делать.

Все эти трудности решаемы, стоит только при столкновении с ними сменить привычную тактику подготовки к экзамену и нащупать свой эффективный способ поддержки.

Важно иметь четкую, конкретную и ограниченную во времени цель. Для этого удобно делить большую цель на более мелкие и легко достижимые. Поддерживать мотивацию поможет периодическое отслеживание собственного прогресса.

Как преодолеть предэкзаменационную тревожность:

  • Переименование. Часто страх вызывает не само событие, а мысли по его поводу. Поэтому надо стараться регулировать ход своих мыслей, придавая им конструктивность и позитивность: ЕГЭ  — это не «трудное испытание», не «крах», а тестирование.
  • Внутренний диалог. Тревогу вызывает неопределенность предстоящего события. Невозможность предопределить его ход. Полезно будет проговорить возможные стрессовые ситуации и заранее продумать свои действия.
  • Реальная опасность. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать.
  • Способы заботы о себе. Каковы возможные трудности сдачи ЕГЭ для меня лично и как их облегчить. Как позаботиться о себе.
  • Будущее. Представьте себя в тот момент, когда вы узнаете, что экзамен прошел, результаты известны. Можно расслабиться и выдохнуть спокойно. Поймайте это ощущение и стремитесь к нему.

Вы точно справитесь!

В вас верит и вас поддерживает огромное количество людей! Этот этап останется в вашей памяти как одна из ступеней вашей жизни.

Постарайтесь провести время до экзамена за концентрацией сил и ресурсов для совершения важного и ответственного шага.