Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №59" города Ярославля


Проект средней школы №59 муниципальной инновационной площадки

1.

Наименование организации-соискателя, организации – координатора (полное и краткое)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №59»

средняя школа №59

2.

Место нахождения организации-соискателя (юридический и фактический адреса, контактные телефоны, адрес электронной почты и официального сайта)

Адрес: 150062, г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, д.35а

Телефон приёмной/факс: (4852) 24-65-75

E-mailyarsch059@yandex.ru              school_59yr@mail.ru         

3.

Должность, фамилия, отчество руководителя  организации – заявителя

Директор школы

Квитницкая Галина Львовна

4.

Наименование  инновационного проекта

Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов

5.

Организационная  форма осуществления инновационной деятельности: МИП, МРЦ, МСП

 МРЦ

6.

Опыт инновационной деятельности

- 2011- 19 «Организационно-методическая  поддержка перехода  на  ФГОС НОО, ООО, СОО общеобразовательных организаций г. Ярославля»

- 2016-19 гг «Реализация Концепции математического образования в муниципальной системе образования города Ярославля по кластерным направлениям» Кластерное направление (2016-17 «Психодиагностическая культура педагога»)

- 2016-19 гг «Создание муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения школьников»

- 2016-18 гг «Сетевое взаимодействие в рамках предпрофильного и профильного обучения»

7.

Сведения о научных руководителях, консультантах (при их наличии)

Тарханова И.Ю., доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО ЯГПУ им.К.Д.Ушинского

Беляева О.А., кандидат психологических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО ЯГПУ им.К.Д.Ушинского

Краткое  описание проекта для  участия в конкурсном отборе на соискание статуса муниципальной инновационной площадки

«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»

  1. Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности  в муниципальной системе образования г. Ярославля, на решение которых направлена реализация проекта:

«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников»

 

  1. Обоснование актуальности и инновационности проекта:

 

Актуальность проекта определена Концепцией модернизации российского образования и обусловлена потребностью формирования принципиально новой культуры педагогического труда. Непрерывный профессиональный рост педагогов, их способность к самообразованию и профессионально-личностному развитию влияет не только на эффективность локального образовательного пространства образовательной организации, но и на результаты социально-экономического и духовного развития российского общества в целом. Вместе с тем, существует ряд типичных затруднений, препятствующих формированию у педагогов мотивации к профессиональному росту.

Проведенный нами опрос показал, что наибольшие затруднения у педагогов вызывают вопросы реализации метапредметного подхода в образовательной практике. В частности, высокие рейтинговые позиции в списке затруднений занимают:

- непроработанность этапов формирования метапредметных результатов обучающихся в образовательной практике;

- дефицит средств и способов оценки метапредметных результатов, неготовность педагогов к самостоятельной разработке инструментов и процедур оценки предметных и метапредметных результатов;

- построение логики преемственности в описании совокупности метапредметных образовательных результатов на уровне НОО, ООО, СОО;

- наличие затруднений у педагогов в проработке содержательной взаимосвязи предметного и метапредметного результата обучения;

- востребованность решения вопросов о преемственности формирования метапредметных образовательных результатов школьников как основы формирования универсальных компетенций студентов профессиональных учебных заведений.

Предлагаемый проект позволит использовать вышеперечисленные барьеры как точки роста профессиональной компетенции педагогов.

 

Инновационность: Сегодня существует обоснованная потребность образовательной практики и управленческих кадров в разработке качественно новой системы сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов, обеспечивающего результативный профессионально-личностный рост педагогов общеобразовательной организации и их мотивацию на преодоление профессиональных трудностей. Вместе с тем, обобщение результатов исследований муниципальных, региональных и федеральных инновационных площадок, анализ психолого-педагогической литературы дают возможность констатировать, что сегодня нет детально разработанной системы сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов. Разработка такой системы и будет определять инновационность данного проекта.

 

  1. Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта

Цель: создание системы сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов

Основная идея: Сопровождение непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов основано на преодолении их профессионально-личностных затруднений посредством специально организованной системы взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий, ориентированных на осмысление личного и совокупного профессионального опыта, преобразование профессиональной деятельности, практическую актуализацию положений метапредметного подхода, развитие готовности педагогов к формированию метапредметных образовательных результатов.

Задачи:

1)  повышение информированности педагогов по проблемам метапредметного подхода, многообразия способов формирования метазнаний, метаспособов деятельности и метаумений (метанавыков) обучакющихся;

2) формирование проективных, рефлексивных, аналитических, прогностических, организационных, коммуникативных умений моделирования образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий, отвечающих принципам метапредметности;

3) создание условий для формирования положительного отношения учителей к реализации метапредметного подхода;

4) апробация системы диагностики готовности педагогического коллектива   к реализации метапредметного подхода в образовательной деятельности

  1. Срок и механизмы реализации инновационного проекта

Сроки

Этап

Механизм

Формы работы

2019-20 уч. г.

Организация реализации метапредметного подхода  в преподавании одного учебного предмета (предметной области)

- стартовая диагностика уровня готовности педагогов к реализации метапредметного подхода

- анализ УМК на предмет установления внутрипредметных, внутрикурсовых связей;

- внесение изменений в рабочие программы;

- включение в содержание учебного материала метапредметных знаний, использование комплекса общеучебных умений и навыков;

- комплексный психолого-педагогический анализ результатов ВПР

Предметные недели

Методические объединения

Педагогический совет

Педагогическая мастерская

2020-21 уч. г.

Согласование метапредметного подхода  в действиях учителей школы, работающих с одной учебной параллелью

- анализ УМК по смежным предметам с целью установления межпредметных связей;

- определение объектов интеграции с другими предметами; 

- внесение изменений в рабочие программы;

- включение в содержание учебного материала метапредметных знаний, использование комплекса надпредметных умений и навыков;

- обобщенный анализ ВПР

Межпредметные недели

Научно-методический семинар

Круглый стол

Мастер-класс

Консультации

2021-22 уч. г.

Координация деятельности команды учителей школы в реализации метапредметного подхода

- организация учебно-исследовательской, проектной, социальной деятельности школьников как способа решения различных проблем, возникающих в жизни;

- участие в решении проблем в команде педагогов школы посредством включения метапонятий в образовательный процесс, создания условий для освоения метапредметных умений, навыков и способов деятельности

- итоговая диагностика уровня готовности педагогов к реализации метапредметного подхода

Метапредметные недели

Творческие группы

Проблемно-тематический день

Рефлексивный методический семинар

 

  1. Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта:

- представлена апробированная система диагностики уровня готовности педагогов к реализации метапредметного подхода в образовательной практике;

 - представлены пути повышения уровня готовности педагогов к работе с метапредметной областью образовательных результатов;

- разработана система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов, опыт работы в которой может быть перенесен на базу других общеобразовательных учреждений;

 - разработан и представлен инструментарий формирования и оценки метапредметных образовательных результатов в контексте требований ФГОС.

 

  1. Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта)

 

Кадровое:

Средняя школа №59 укомплектовывается кадрами, имеющими необходимую

квалификацию для решения задач, определенных ООП и способными к инновационной профессиональной деятельности:

- учителя-предметники

- педагоги Центра дополнительного образования

- педагоги-психологи

- социальные педагоги

- администрация школы

- научный руководитель.

Наличие партнерских связей с ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

 

Нормативно-правовое:

- ФГОС НОО, ООО, СОО;

- Основная образовательная программа НОО, ООО, СОО;

- локальные акты ОО, направленные на организацию образовательной деятельности в области метапредметных образовательных результатов:

«Положение о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО, СОО»

«Положение о внутренней системе оценки качества образования»

«Положение о проектной деятельности обучающихся»

«Положение об итоговом индивидуальном проекте»

«Положение о рабочей программе учебного предмета»

«Положение о внеурочной деятельности» и др.

 

Материально-техническое:

- наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотеки, спортивных залов, средств обучения и воспитания;

- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;

- электронные образовательные ресурсы, в том числе персональные образовательные сайты учителей-предметников;

- школьный сайт.

7. Описание ожидаемых инновационных продуктов: полнота описания продуктов

Этап

Продукт деятельности

Организация реализации метапредметного подхода  в преподавании одного учебного предмета (предметной области)

- технологические карты уроков, занятий внеурочной деятельностью и занятий в системе дополнительного образования направленные на реализацию метапредметного подхода

- схема анализа педагогом ВПР по отдельным предметам

- разработка сценария педагогического совета

- методические разработки предметных недель, ориентированных на формирование метазнаний, метаспособов деятельности и метаумений (метанавыков) обучакющихся

Согласование метапредметного подхода  в действиях учителей школы, работающих с одной учебной параллелью

- технологические карты межпредметных занятий

- межпредметные программы внеурочной деятельности

- технологические карты занятий в системе дополнительного образования

- разработки межпредметных недель, декад

- схема анализа интегрированных контрольных работ, соотнесения результатов ВПР различных предметных областей

Координация деятельности команды учителей школы в реализации метапредметного подхода

- карты метапредметного анализа проектной работы обучающегося с учетом построения преемственности на уровне НОО, ООО, СОО

- разработанные карты оценки УУД, метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС

- рабочие программы метапредметных факультативов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности и занятий в системе дополнительного образования

  1. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО:

- информация о деятельности будет выставляться на сайте школы в разделе «Инновационная деятельность»;

- публикации в научно-методических изданиях разного уровня;

- выступления на научно-методических семинарах, конференциях с представлением необходимого теоретического обоснования и опыта работы;

- каждый этап работы в коллективе будет подразумевать организацию семинаров и мастер-классов, открытых мероприятий для педагогов МСО

 

  1. Исполнители проекта: педагогический коллектив средней школы №59

Презентация инновационной площадки