Проект средней школы №59 муниципальной инновационной площадки
1. |
Наименование организации-соискателя, организации – координатора (полное и краткое) |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №59» средняя школа №59 |
2. |
Место нахождения организации-соискателя (юридический и фактический адреса, контактные телефоны, адрес электронной почты и официального сайта) |
Адрес: 150062, г. Ярославль, ул. Серго Орджоникидзе, д.35а Телефон приёмной/факс: (4852) 24-65-75 |
3. |
Должность, фамилия, отчество руководителя организации – заявителя |
Директор школы Квитницкая Галина Львовна |
4. |
Наименование инновационного проекта |
Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов |
5. |
Организационная форма осуществления инновационной деятельности: МИП, МРЦ, МСП |
МРЦ |
6. |
Опыт инновационной деятельности |
- 2011- 19 «Организационно-методическая поддержка перехода на ФГОС НОО, ООО, СОО общеобразовательных организаций г. Ярославля» - 2016-19 гг «Реализация Концепции математического образования в муниципальной системе образования города Ярославля по кластерным направлениям» Кластерное направление (2016-17 «Психодиагностическая культура педагога») - 2016-19 гг «Создание муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения школьников» - 2016-18 гг «Сетевое взаимодействие в рамках предпрофильного и профильного обучения» |
7. |
Сведения о научных руководителях, консультантах (при их наличии) |
Беляева О.А., кандидат психологических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО ЯГПУ им.К.Д.Ушинского |
Краткое описание проекта для участия в конкурсном отборе на соискание статуса муниципальной инновационной площадки
«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»
- Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования г. Ярославля, на решение которых направлена реализация проекта:
«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников»
- Обоснование актуальности и инновационности проекта:
Актуальность проекта определена Концепцией модернизации российского образования и обусловлена потребностью формирования принципиально новой культуры педагогического труда. Непрерывный профессиональный рост педагогов, их способность к самообразованию и профессионально-личностному развитию влияет не только на эффективность локального образовательного пространства образовательной организации, но и на результаты социально-экономического и духовного развития российского общества в целом. Вместе с тем, существует ряд типичных затруднений, препятствующих формированию у педагогов мотивации к профессиональному росту.
Проведенный нами опрос показал, что наибольшие затруднения у педагогов вызывают вопросы реализации метапредметного подхода в образовательной практике. В частности, высокие рейтинговые позиции в списке затруднений занимают:
- непроработанность этапов формирования метапредметных результатов обучающихся в образовательной практике;
- дефицит средств и способов оценки метапредметных результатов, неготовность педагогов к самостоятельной разработке инструментов и процедур оценки предметных и метапредметных результатов;
- построение логики преемственности в описании совокупности метапредметных образовательных результатов на уровне НОО, ООО, СОО;
- наличие затруднений у педагогов в проработке содержательной взаимосвязи предметного и метапредметного результата обучения;
- востребованность решения вопросов о преемственности формирования метапредметных образовательных результатов школьников как основы формирования универсальных компетенций студентов профессиональных учебных заведений.
Предлагаемый проект позволит использовать вышеперечисленные барьеры как точки роста профессиональной компетенции педагогов.
Инновационность: Сегодня существует обоснованная потребность образовательной практики и управленческих кадров в разработке качественно новой системы сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов, обеспечивающего результативный профессионально-личностный рост педагогов общеобразовательной организации и их мотивацию на преодоление профессиональных трудностей. Вместе с тем, обобщение результатов исследований муниципальных, региональных и федеральных инновационных площадок, анализ психолого-педагогической литературы дают возможность констатировать, что сегодня нет детально разработанной системы сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов. Разработка такой системы и будет определять инновационность данного проекта.
- Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта
Цель: создание системы сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов
Основная идея: Сопровождение непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов основано на преодолении их профессионально-личностных затруднений посредством специально организованной системы взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий, ориентированных на осмысление личного и совокупного профессионального опыта, преобразование профессиональной деятельности, практическую актуализацию положений метапредметного подхода, развитие готовности педагогов к формированию метапредметных образовательных результатов.
Задачи:
1) повышение информированности педагогов по проблемам метапредметного подхода, многообразия способов формирования метазнаний, метаспособов деятельности и метаумений (метанавыков) обучакющихся;
2) формирование проективных, рефлексивных, аналитических, прогностических, организационных, коммуникативных умений моделирования образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий, отвечающих принципам метапредметности;
3) создание условий для формирования положительного отношения учителей к реализации метапредметного подхода;
4) апробация системы диагностики готовности педагогического коллектива к реализации метапредметного подхода в образовательной деятельности
- Срок и механизмы реализации инновационного проекта
Сроки |
Этап |
Механизм |
Формы работы |
2019-20 уч. г. |
Организация реализации метапредметного подхода в преподавании одного учебного предмета (предметной области) |
- стартовая диагностика уровня готовности педагогов к реализации метапредметного подхода - анализ УМК на предмет установления внутрипредметных, внутрикурсовых связей; - внесение изменений в рабочие программы; - включение в содержание учебного материала метапредметных знаний, использование комплекса общеучебных умений и навыков; - комплексный психолого-педагогический анализ результатов ВПР |
Предметные недели Методические объединения Педагогический совет Педагогическая мастерская |
2020-21 уч. г. |
Согласование метапредметного подхода в действиях учителей школы, работающих с одной учебной параллелью |
- анализ УМК по смежным предметам с целью установления межпредметных связей; - определение объектов интеграции с другими предметами; - внесение изменений в рабочие программы; - включение в содержание учебного материала метапредметных знаний, использование комплекса надпредметных умений и навыков; - обобщенный анализ ВПР |
Межпредметные недели Научно-методический семинар Круглый стол Мастер-класс Консультации |
2021-22 уч. г. |
Координация деятельности команды учителей школы в реализации метапредметного подхода |
- организация учебно-исследовательской, проектной, социальной деятельности школьников как способа решения различных проблем, возникающих в жизни; - участие в решении проблем в команде педагогов школы посредством включения метапонятий в образовательный процесс, создания условий для освоения метапредметных умений, навыков и способов деятельности - итоговая диагностика уровня готовности педагогов к реализации метапредметного подхода |
Метапредметные недели Творческие группы Проблемно-тематический день Рефлексивный методический семинар |
- Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта:
- представлена апробированная система диагностики уровня готовности педагогов к реализации метапредметного подхода в образовательной практике;
- представлены пути повышения уровня готовности педагогов к работе с метапредметной областью образовательных результатов;
- разработана система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов, опыт работы в которой может быть перенесен на базу других общеобразовательных учреждений;
- разработан и представлен инструментарий формирования и оценки метапредметных образовательных результатов в контексте требований ФГОС.
- Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта)
Кадровое:
Средняя школа №59 укомплектовывается кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных ООП и способными к инновационной профессиональной деятельности:
- учителя-предметники
- педагоги Центра дополнительного образования
- педагоги-психологи
- социальные педагоги
- администрация школы
- научный руководитель.
Наличие партнерских связей с ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д.Ушинского
Нормативно-правовое:
- ФГОС НОО, ООО, СОО;
- Основная образовательная программа НОО, ООО, СОО;
- локальные акты ОО, направленные на организацию образовательной деятельности в области метапредметных образовательных результатов:
«Положение о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО, СОО»
«Положение о внутренней системе оценки качества образования»
«Положение о проектной деятельности обучающихся»
«Положение об итоговом индивидуальном проекте»
«Положение о рабочей программе учебного предмета»
«Положение о внеурочной деятельности» и др.
Материально-техническое:
- наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотеки, спортивных залов, средств обучения и воспитания;
- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- электронные образовательные ресурсы, в том числе персональные образовательные сайты учителей-предметников;
- школьный сайт.
7. Описание ожидаемых инновационных продуктов: полнота описания продуктов
Этап |
Продукт деятельности |
Организация реализации метапредметного подхода в преподавании одного учебного предмета (предметной области) |
- технологические карты уроков, занятий внеурочной деятельностью и занятий в системе дополнительного образования направленные на реализацию метапредметного подхода - схема анализа педагогом ВПР по отдельным предметам - разработка сценария педагогического совета - методические разработки предметных недель, ориентированных на формирование метазнаний, метаспособов деятельности и метаумений (метанавыков) обучакющихся |
Согласование метапредметного подхода в действиях учителей школы, работающих с одной учебной параллелью |
- технологические карты межпредметных занятий - межпредметные программы внеурочной деятельности - технологические карты занятий в системе дополнительного образования - разработки межпредметных недель, декад - схема анализа интегрированных контрольных работ, соотнесения результатов ВПР различных предметных областей |
Координация деятельности команды учителей школы в реализации метапредметного подхода |
- карты метапредметного анализа проектной работы обучающегося с учетом построения преемственности на уровне НОО, ООО, СОО - разработанные карты оценки УУД, метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС - рабочие программы метапредметных факультативов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности и занятий в системе дополнительного образования |
- Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО:
- информация о деятельности будет выставляться на сайте школы в разделе «Инновационная деятельность»;
- публикации в научно-методических изданиях разного уровня;
- выступления на научно-методических семинарах, конференциях с представлением необходимого теоретического обоснования и опыта работы;
- каждый этап работы в коллективе будет подразумевать организацию семинаров и мастер-классов, открытых мероприятий для педагогов МСО
- Исполнители проекта: педагогический коллектив средней школы №59