Меню сайта

Родителям                                                                          Учителям

Оценка читательской грамотности:

5 класс (1 вариант 2 вариант)

6 класс (1 вариант,  2 вариант)

7 класс (1 вариант2 вариант)

8 класс (1 вариант,  2 вариант)

9 класс 

«Видеоинструкция для педагогов и учащихся по регистрации на портале  и работе в личном кабинете»  https://www.youtube.com/watch?v=WOH_hzxugHk

Что такое «функциональная грамотность» (по материалам https://mcko.ru/articles/2264)

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Реализация программы "Функциональная грамотность" в Средней школе №59

В начальной школе:

Программа «Функциональная грамотность « в начальной школе реализуется через внеурочную деятельность с 1 по 4 класс по комплекту тренажёров для школьников и программы внеурочной деятельности для учителей, выпущенные издательством «Планета».

 Курс программы содержит пояснительную записку, тематическое планирование с формируемыми на каждом занятии умениями, содержание программы, требования к результатам обучения выпускников начальной школы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты.

В тренажёрах представлены задания по разделам: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно-научная грамотность».  В программу включены проверочные работы. Программа соответствует обновлённому ФГОС  НОО.

Цель программы «Функциональная грамотность»: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Задачи:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  •   учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
  •   учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Весь курс состоит из 4 блоков:

  • читательская грамотность (по 8 часов в каждом классе) ;
  • математическая грамотность (по 8 часов в каждом классе);
  • компьютерная грамотность (по 8 часов в каждом классе);
  • грамотность в естественных науках (по 8 часов в каждом классе).
  • Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
  • Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
  • В 3 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.

В 4 классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.

Анализ результативности реализации программы «Функциональная грамотность» и других программ  учителя начальных классов проводят в конце учебного года по следующим критериям:

Развитие навыков

Умение оценивать результаты своей работы

Умение применять полученные знания и навыки (в игровой и творческой деятельности)

Умение сотрудничать с другими детьми (работа в группах, парах. Коллективах)

Умение высказывать свои мысли полно и точно, внимательно слушать своих собеседников

Умение использовать полученные знания в проектной и исследовательской деятельности

Проекты, события, мероприятия школьные и внешкольные (индивидуальные, коллективные. Групповые)