×
Меню сайта

 Нормативно-правовые документы

Федеральный уровень

Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (редакция 2022 г.)

https://base.garant.ru/70291362/#friendsh

ФГОС НОО – 2021г.

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

ФГОС ООО – 2021 г.

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/

ФГОС СОО –2022 г.  (изменения ФГОС СОО: приказ Мин. Просвещения от 12.08.2022 № 732)

 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/    

Примерные основные программы (ПООП НОО, ПООП ООО)

 https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm .

Федеральный перечень учебников (на 2022-2023 уч.г.)

https://base.garant.ru/74634042/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends 
https://fpu.edu.ru/

Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”(зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2022 г.)

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405490287/

Региональный уровень

Приказ департамента образования ЯО 13/01-03 от 18.01.2022 "Об организации работы по введению обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2021-2022 уч. году" и «Дорожная карта» введения ФГОС – 21

http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/fgos/2022/2022-01-08-prikaz-13_01-03.pdf

Муниципальный уровень

Приказ департамента образования мэрии г.Ярославля №01/05-1138 от 09.12.2021 "Об организации работы по введению новых ФГОС в общеобразовательных организациях г.Ярославля в 2021-2022 уч.году"

https://cms2.edu.yar.ru/docviewer/?url=https%3A%2F%2Fschool59.edu.yar.ru%2Ffgos_2021%2

Fimage_00422__1_.pdf&name=Смотреть

Муниципальный план мероприятий, направленных на введение новых ФГОС в общеобразовательных организациях г.Ярославля в 2021-2022 уч.году

https://cms2.edu.yar.ru/docviewer/?url=https%3A%2F%2Fschool59.edu.yar.ru%2Ffgos_2021%2

Fprilozhenie_k_pismo_ishodyashchee__ot__v_obshcheobrazovatelnie_

uchrezhdeniya___o_napravlenii_informatsii__1160713_v1___1_.pdf&name=Смотреть

Школьный уровень

Приказ № 01-10/389 от  08.11.2021 "О создании рабочей группы по введению  ФГОС начального и основного общего образования"

fgos_2021/prikaz_o_sozdanii_rabochey_gruppi_po_vvedeniyu_fgos.pdf

Приказ №01-10/394 от 10.11.2021 "Об утверждении дорожной карты мероприятий по обеспечению перехода и реализации новых ФГОС НОО, ФГОС ООО на 2021-2027 годы"

fgos_2021/prikaz_ob_utverzhdenii_dorozhnoy_karti.pdf

«Дорожная карта»  перехода на ФГОС НОО и ФГОС ООО в 2021-2027 гг.

fgos_2021/dorozhnaya_karta.pdf

Приказ № 01-10/220 от 27.06.2022 "Об утверждении ООП ООО и НОО, рабочей программы воспитания и календарного плана  воспитательной работы СОО, локальных нормативных актов и должностных инструкций"

glavnaya/2022_23/prikaz.pdf

Приказ № 01-10/266 от 31.08.2022 "Об утверждении локальных актов школы и актуализации ocновных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования" 

ob_utverzhdenii_lokalnih_aktov_shkoli_i_aktualizatsii_oop_noo__ooo_i_soo.pdf

Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №59 (ФГОС 2021)

https://cms2.edu.yar.ru/docviewer/?url=https%3A%2F%2Fschool59.edu.yar.ru%2Foop_ooo_fgos-21.pdf&name=Программа

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №59 (ФГОС 2021)

https://cms2.edu.yar.ru/docviewer/?url=https%3A%2F%2Fschool59.edu.yar.ru%2Foop_noo_fgos-21.pdf&name=Программа

Приказ 01-10/427 «О подготовке к введение и реализации ФГОС СОО»

glavnaya/2022_23/prikaz_0.pdf

«Дорожная карта»  перехода на ФГОС СОО

glavnaya/2022_23/dorozhnaya_karta.pdf

Уважаемые родители (законные представители) будущих первоклассников и обучающихся 4 классов (будущих пятиклассников) школы.

 С 01.09.2022 г. прием на обучение по образовательным программам начального общего образования (1 класс) и основного общего образования (5 класс)  будет производится в соответствии с ФГОС НОО – 2021 г. и ФГОС  ООО – 2021 г.

Основание – Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

График поэтапного перехода на ФГОС НОО и ФГОС ООО

           Класс

Уч. год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2022-2023

                 

2023-2024

                 

2024-2025

                 

2025-2026

                 

2026-2027

                 

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» 

https://instrao.ru/

Реестр примерных основных образовательных программ

https://fgosreestr.ru/

Примерные основные программы (ПООП НОО, ПООП ООО)

 https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm .

Портал «Единое содержание общего образования»:

- примерные рабочие программы

https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

- типовой комплект методических документов

https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm

- методические материалы и нормативные документы для учителей предметников

https://edsoo.ru/study-subject/

- методические семинары

https://edsoo.ru/Metodicheskie_seminari_0.htm

Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований

 

 

Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований

Планируемые результаты

В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно-деятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные. 

Личностные результаты

Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:

  • гражданское;
  • патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление. 

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям: 

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.

Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация» – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность ‎за решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект».

Предметные результаты

В новой редакции ФГОС СОО определены четкие требования к предметным результатам по каждому  учебному  предмету. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения.

В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века.

Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».

В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.

Предметные области и предметы


 

В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.

Изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история».

Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Все изменения смотрите в таблице.
 

Предметная область

Учебные предметы и уровни изучения по ФГОС СОО

Учебные предметы и уровни изучения в новой редакции ФГОС СОО
 

Русский язык и литература

Русский язык (базовый и углубленный уровень)

Русский язык (базовый уровень)

Литература (базовый и углубленный уровень)

Литература (базовый и углубленный уровень)

Родной язык и родная литература

Родной язык (базовый и углубленный уровень)

Родной язык (базовый уровень)

Родная литература (базовый и углубленный уровень)

Родная литература (базовый уровень)

Иностранные языки

Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Второй иностранный язык (базовый уровень)

Математика и информатика

Математика

-включая алгебру и начала математического анализа, геометрию

(базовый и углубленный уровень) 

Математика

-включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика»)

(базовый и углубленный уровень)

Информатика (базовый и углубленный уровень)

Информатика (базовый и углубленный уровень)

Общественно-научные предметы (предыдущее название – «Общественные науки»)

История (базовый и углубленный уровень)

История

-включая учебные курсы «История России» и «Всеобщая история»

(базовый и углубленный уровень) 

География (базовый и углубленный уровень)

География (базовый и углубленный уровень)

Обществознание (базовый уровень)

Обществознание (базовый  и углубленный уровень)

Экономика (базовый и углубленный уровень)

-

Право (базовый и углубленный уровень)

-

Россия в мире (базовый уровень)

-

Естественно-научные предметы (предыдущее название – «Естественные науки»)

Физика (базовый и углубленный уровень)

Физика (базовый и углубленный уровень)

Химия (базовый и углубленный уровень)

Химия (базовый и углубленный уровень)

Биология (базовый и углубленный уровень)

Биология (базовый и углубленный уровень)

Астрономия

-

Естествознание

-

Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура (базовый уровень)

Физическая культура (базовый уровень)

Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

Экология (базовый уровень)

-

В новой редакции ФГОС СОО школа получила право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и родную литературу. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.

Объем учебной нагрузки

В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
 

Границы аудиторной нагрузки

ФГОС СОО предыдущей редакции

ФГОС СОО  в новой редакции

минимум

2170

2170

максимум

2590

2516

Учебный план

В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов. Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ.

В учебных планах  АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру.

Сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию. 

Изменили подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета школьники осваивали углубленно. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.

Программа коррекционной работы

В новой редакции ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной работы.  Теперь в средней школе будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать в освоении программы. В рамках программы в школе будут осуществлять комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК.

Также для школьников с ОВЗ школы должны создать специальные условия обучения и воспитания, разработать адаптированное учебно-дидактическое обеспечение, предоставить услуги ассистента и техническую помощь (по рекомендациям ПМПК). Усилили требования к контролю за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ.

Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Она должна включать:

  1.  Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования.
  2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.
  3. Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО.
  4. Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
  5. Планируемые результаты коррекционной работы.