Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень | |
Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (редакция 2022 г.) |
|
ФГОС НОО – 2021г. |
|
ФГОС ООО – 2021 г. |
|
ФГОС СОО –2022 г. (изменения ФГОС СОО: приказ Мин. Просвещения от 12.08.2022 № 732) |
|
Примерные основные программы (ПООП НОО, ПООП ООО) |
|
Федеральный перечень учебников (на 2022-2023 уч.г.) |
https://base.garant.ru/74634042/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends |
Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”(зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2022 г.) | |
Региональный уровень | |
Приказ департамента образования ЯО 13/01-03 от 18.01.2022 "Об организации работы по введению обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2021-2022 уч. году" и «Дорожная карта» введения ФГОС – 21 |
http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/fgos/2022/2022-01-08-prikaz-13_01-03.pdf |
Муниципальный уровень | |
Приказ департамента образования мэрии г.Ярославля №01/05-1138 от 09.12.2021 "Об организации работы по введению новых ФГОС в общеобразовательных организациях г.Ярославля в 2021-2022 уч.году" |
https://cms2.edu.yar.ru/docviewer/?url=https%3A%2F%2Fschool59.edu.yar.ru%2Ffgos_2021%2 |
Муниципальный план мероприятий, направленных на введение новых ФГОС в общеобразовательных организациях г.Ярославля в 2021-2022 уч.году |
https://cms2.edu.yar.ru/docviewer/?url=https%3A%2F%2Fschool59.edu.yar.ru%2Ffgos_2021%2 Fprilozhenie_k_pismo_ishodyashchee__ot__v_obshcheobrazovatelnie_ uchrezhdeniya___o_napravlenii_informatsii__1160713_v1___1_.pdf&name=Смотреть |
Школьный уровень |
|
Приказ № 01-10/389 от 08.11.2021 "О создании рабочей группы по введению ФГОС начального и основного общего образования" |
fgos_2021/prikaz_o_sozdanii_rabochey_gruppi_po_vvedeniyu_fgos.pdf |
Приказ №01-10/394 от 10.11.2021 "Об утверждении дорожной карты мероприятий по обеспечению перехода и реализации новых ФГОС НОО, ФГОС ООО на 2021-2027 годы" |
|
«Дорожная карта» перехода на ФГОС НОО и ФГОС ООО в 2021-2027 гг. |
|
Приказ № 01-10/220 от 27.06.2022 "Об утверждении ООП ООО и НОО, рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы СОО, локальных нормативных актов и должностных инструкций" |
glavnaya/2022_23/prikaz.pdf |
Приказ № 01-10/266 от 31.08.2022 "Об утверждении локальных актов школы и актуализации ocновных образовательных |
ob_utverzhdenii_lokalnih_aktov_shkoli_i_aktualizatsii_oop_noo__ooo_i_soo.pdf |
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №59 (ФГОС 2021) |
|
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней школы №59 (ФГОС 2021) |
|
Приказ 01-10/427 «О подготовке к введение и реализации ФГОС СОО» |
glavnaya/2022_23/prikaz_0.pdf |
«Дорожная карта» перехода на ФГОС СОО |
glavnaya/2022_23/dorozhnaya_karta.pdf |
Уважаемые родители (законные представители) будущих первоклассников и обучающихся 4 классов (будущих пятиклассников) школы.
С 01.09.2022 г. прием на обучение по образовательным программам начального общего образования (1 класс) и основного общего образования (5 класс) будет производится в соответствии с ФГОС НОО – 2021 г. и ФГОС ООО – 2021 г.
Основание – Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
График поэтапного перехода на ФГОС НОО и ФГОС ООО
Класс Уч. год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2022-2023 |
|||||||||
2023-2024 |
|||||||||
2024-2025 |
|||||||||
2025-2026 |
|||||||||
2026-2027 |
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» |
|
Реестр примерных основных образовательных программ |
https://fgosreestr.ru/ |
Примерные основные программы (ПООП НОО, ПООП ООО) |
|
Портал «Единое содержание общего образования»: - примерные рабочие программы |
|
- типовой комплект методических документов |
|
- методические материалы и нормативные документы для учителей предметников |
|
- методические семинары |
|
Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований |
Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований
Планируемые результаты |
В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно-деятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные результаты |
Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:
На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные результаты |
Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям:
Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация» – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные результаты |
В новой редакции ФГОС СОО определены четкие требования к предметным результатам по каждому учебному предмету. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века. Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология». В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные области и предметы
|
В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно. Изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Все изменения смотрите в таблице.
В новой редакции ФГОС СОО школа получила право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и родную литературу. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем учебной нагрузки |
В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный план |
В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов. Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В учебных планах АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру. Сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию. Изменили подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета школьники осваивали углубленно. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа коррекционной работы |
В новой редакции ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной работы. Теперь в средней школе будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать в освоении программы. В рамках программы в школе будут осуществлять комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК. Также для школьников с ОВЗ школы должны создать специальные условия обучения и воспитания, разработать адаптированное учебно-дидактическое обеспечение, предоставить услуги ассистента и техническую помощь (по рекомендациям ПМПК). Усилили требования к контролю за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ. Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Она должна включать:
|