Ежегодный отчет о результатах деятельности МРЦ
«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»
за 2020 /2021 учебный год
1. Общая информация
-
- Участники проекта (внутри учреждения)
№ п/п |
ФИО участника |
Должность, квалификационная категория |
Функции при реализации проекта |
1 |
Квитницкая Г. Л. |
Директор школы, высшая |
Руководство деятельностью ОУ |
2 |
Байраш Е.Н. |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая |
Управление, методическое руководство деятельностью педагогического коллектива в рамках проекта |
3 |
Кучеренко Г.Н. |
заместитель директора по воспитательной работе, высшая |
Управление, методическое руководство деятельностью педагогического коллектива в рамках проекта |
4 |
Беляева О.А. |
Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, педагог-психолог, к.пс.н., высшая |
Научное руководство проектом; Психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива в рамках проекта |
5. |
Киселева Т.М. |
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая |
Информационно-технологическое сопровождение деятельности педагогического коллектива в рамках проекта |
5 |
Потапов Е.А. |
учитель информатики, первая |
Информационно-технологическое сопровождение деятельности по реализации идей проекта |
Участники проекта (сетевое взаимодействие, при наличии): ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
2. Описание этапа инновационной деятельности (2020/2021 учебный год)
2.1. Цели/задачи/достижения
№ п/п |
Задачи этапа в соответствии с планом реализации проекта |
Основное содержание деятельности (проведенные мероприятия) |
Ожидаемые результаты |
Достигнутые результаты |
Что не выполнено (указать по какой причине) |
1 |
Оценка уровня сформированности метапредметных компетенций учителей |
Педсоветы: «Образование XXI века: ценности и смыслы» |
Определение ресурсных и дефицитарных областей в метапредметных компетенциях педагогических работников школы |
Представлен анализ исследовательской компетенции педагогов по МО; Дана оценка сформированностисти sovt-skills педагогов. Результаты диагностики соотнесены с итогами всероссийской диагностики в рамках интенсива «Я-Учитель». Выявлены общие тенденции, характерные для педагогического сообщества. |
|
2
|
Развитие методической компетентности педагогов школы в области формирования метапредметных результатов.
Согласование метапредметного подхода в действиях учителей школы.
|
Методический семинар «Метапроблема как способ организации деятельности обучающихся в надпредметном проектном формате» |
Повышение компетентности педагогов в области формирования метапредметных результатов средствами проектной технологии. Повышение качества реализуемых в школе проектных и исследовательских работ
|
Разработаны и представлены педагогам рекомендации по использованию проектных и исследовательских технологий в работе с обучающимися.
Разработаны и выставлены на сайте школы методические рекомендации в текстовом и инфорграфическом формате для педагогов и учащихся, включенных в проектную деятельность на каждом из уровней общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики требований к проектным и исследовательским работам.
Педагогический педсоветы и методические семинары реализованы в онлайн формате.
|
|
Педагогический совет "Формирование исследовательской позиции обучающихся средствами проектной деятельности" |
|
||||
Разработка дидактического материала и методических рекомендаций для педагогов и обучающихся в рамках сопровождения проектной и исследовательской деятельности. |
|||||
Методический семинар "Основные средства и проблемы формирования смысловой сферы обучающихся" (с участием И.С. Синицына, зам. декана ЕГФЯГПУ) |
Повышение компетентности педагогов в вопросах мотивации обучающихся к самообразованию и саморазвитию в образовательном процессе и во внеурочной деятельности. |
Проанализированы позиции педагогов различных предметных областей и старшеклассников в вопросах создания в школе условий для саморазвития личности обучающихся. Педагогам представлен цифровой инструмент для интерактивной работы Padlet.com (интерактивная доска); подобраны техники, приемы, упражнения для формирования продуктивной учебной мотивации школьников. |
|
||
Педагогический совет «Формирование смысловой сферы обучающихся, как средство саморазвития личности» |
|
||||
Педагогический совет «Культура здоровьесбережения: Школа как носитель ценностей физического, интеллектуального и эмоционального здоровья детей и взрослых» |
Повышение компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения как ключевого направления формирования метапредметных образовательных результатов в школе. |
Разработка методических рекомендаций по организации здоровьесберегающего образовательного пространства в направлениях создания здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы и программы просветительской работы с родителями. |
|
||
Создание школьной электронной базы данных ВПР |
Повышение качества системного анализа результатов ВПР на всех уровнях обучения, применение данных в педагогической деятельности |
Разработано и апробируется программное обеспечение по систематизации и обобщению персонифицированных результатов ВПР обучающихся. |
|||
Организация работы КПК педагогов по программе «Интернет-ресурсы как средство организации учебного взаимодействия» |
Повышение уровня готовности педагогов к работе с использованием ИКТ-ресурсов в профессиональной деятельности |
К обучению на базе школы привлечены ресурсы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города 25 педагогов прошли обучение по курсу. |
|
||
- Декада валеологии - Декада гуманитарных дисциплин - Декада педагогов дополнительного образования, учителей музыки и изобразительного искусства «Жизнь как наука. Наука как жизнь» - Декада информационно-технологических дисциплин «Наука и технологии» декада естественнонаучных дисциплин (биологии, географии, физики, химии и астрономии) «Жизнь как наука. Наука как жизнь». |
- повышение профессиональной компетентности в рамках проектирования и реализации методической и экспериментальной работы в условиях межпредметной образовательной деятельности.
|
Определены целевые ориентиры в организации межпредметных декад как формы работы со школьниками в контексте метапредметного подхода. Разработаны сценарии метапредметных декад пяти образовательных областей. Часть мероприятий межпредметных декад прошла в онлайн формате с учетом соблюдения санитарно-эпидимиологических требований.
|
|||
3 |
Разработка рекомендаций по организации работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению процесса формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся |
Психолого-педагогический анализ возможностей ППК как инструмента организации взаимодействия педагогов в вопросах работы над метапредметными образовательными результатами школьников. |
Определение ключевых возможностей ППК как коллегиального органа работы в области метапредметных образовательных результатов. |
Разработана логика организации работы консилиума; материалы представлены к публикации в рамках конференции ГАУ ЯО ИРО.
|
|
4 |
Представление опыта работы в рамках научно-практических конференций, публикаций в сборниках материалов конференций и периодических изданиях. |
Обобщение и систематизация опыта работы, оформление материалов практической деятельности к публикациям. |
Расширение информированности профессионального сообщества об опыте инновационной деятельности в школе. |
В течение года все материалы работы своевременно выставлялись на сайте школы, представлялись в рамках научно-практических конференций различного уровня, вебинаров. |
Если в проект вносились изменения, необходимо указать какие и причину внесения коррективов.
Содержательно изменений не вносились, необходимые организационные изменения не оказали значимого влияния на ход проекта и реализацию его ключевых направлений.
2.2. Условия, созданные для достижения результатов инновационного проекта/этапа инновационной деятельности
- кадровые: использование педагогических кадров первой и высшей квалификационной категории, имеющих опыт и достижения в сфере работы с метапредметными и личностными образовательными результатами;
- организационные: системный управленческий контроль за реализацией идей проекта; организация эффективного взаимодействия специалистов ОУ; активное участие специалистов ОУ в представлении опыта работы на уровне школы, муниципальной службы образования, научно-практических конференций разного уровня; использование ресурсов сетевого взаимодействия с высшей школой;
- психологические: создание благоприятного психологического климата; формирование мотивации коллектива к реализации идей непрерывного профессионального образования педагогов; организация комплексной психолого-педагогической диагностики и анализа ее результатов; использование возможностей соотнесения результатов внутренней диагностики с данными внешнего мониторинга.
- информационно-технологические: обеспечение высококвалифицированного информационно-технологического сопровождения деятельности; участие учителей информатики в разработке необходимых баз данных.
2.3. Трудности и проблемы, с которыми столкнулись при реализации инновационного проекта
- высокая интенсивность работы;
- невозможность реализации многих идей, связанных с созданием условий для разновозрастного взаимодействия в коллективе школьников, в ситуации эпидемиологических ограничений;
- трудности организации работы в формате смешанного обучения.
3. Описание результатов инновационной деятельности
3.1. Достигнутые результаты и эффекты инновационного проекта:
1) Осуществлен комплексный анализ всех предметных областей в контексте реализации идей метапредметного подхода к деятельности.
2) Обобщен и поэтапно представлен в рамках публичного обсуждения с педагогическим коллективом и педагогами МСО, высшей школы РФ и БР опыт школы по организации диагностики уровня готовности педагогов к реализации метапредметного подхода в профессиональной деятельности.
3) В соответствии с выявленными дефицитами скорректирована программа внутрикорпоративного обучения педагогов школы, консультирование педагогов по актуальным вопросам.
4) Реализован цикл онлайн педагогических советов и методических семинаров для педагогов, посвященных работе с различными информационными платформами при организации обучения с использованием цифровых ресурсов.
5) Реализован КПК педагогов по программе «Интернет-ресурсы как средство организации учебного взаимодействия».
5. Разработан цикл межпредметных декад в контексте реализации идей метапредметного подхода в образовательной деятельности.
6. Реализована серия проектов и исследовательских работ школьников метапредметного содержания.
3.2. Обоснование востребованности результатов инновационной деятельности для МСО г. Ярославля
- Опыт работы в рамках психолого-педагогического, информационно и методического сопровождения деятельности коллектива педагогов вызывали интерес со стороны образовательных организаций г. Ярославля, имеются положительные отзывы участников о представленном опыте работы.
- По итогам представления материалов на сайте школы получено приглашение от редакции научно-методического журнала «Директор школы» к публикации материалов, представляющих опыт работы с педагогами.
- По результатам выступлений на региональных конференциях были получены приглашения для участия в мероприятиях всероссийского и международного уровней, в том числе, организуемых РАО.
3.3. Влияние инновационных процессов на эффективность деятельности образовательной организации
- благодаря комплексной диагностике педагогического коллектива, с учетом выявленных дефицитов скорректирована программа дальнейшего внутрикорпоративного обучения педагогов школы, консультирование педагогов по актуальным вопросам.
- благодаря реализованному циклу онлайн конференций для педагогов, посвященных работе с различными информационными платформами и ресурсами при организации обучения в дистанционном формате существенно улучшилось качество проведения занятий с обучающимися в период дистанционного обучения.
3.4. Материалы, подтверждающие положительный эффект инновационного проекта (результаты аналитической деятельности, опросов, статистических данных, подтверждающих результативность деятельности)
- Идеи непрерывного профессионального образования педагогов, представленные в научно-методическом и наглядно-методическом пособиях, получили положительные рецензии Кашапова М. М., заведующего кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, профессор, доктор психологических наук, и Ансимовой Н. П., доктора психологических наук, профессора кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
- Опубликованные материалы пособия стали призером (3 место) Выставки-конкурса "Психологические ресурсы образования" в рамках межрегиональной научно-практической онлайн-конференции «Ребенок, общество, будущее: психологи о самом главном».
3.5. Презентация опыта инновационной деятельности (организация и участие в мероприятиях разных уровней, публикации материалов и др.)
Конкурсы:
Межрегиональная научно-практическая онлайн-конференция «Ребенок, общество, будущее: психологи о самом главном». Выставка-конкурс "Психологические ресурсы образования" – 3 место.
Пособия
И.В. Серафимович, О.А. Беляева, Ю.Г. Баранова, Т.Г. Варфаломеева. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся (учебно-методическое пособие). Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 132 с.
Формирование личностных образовательных результатов обучающихся: материалы для организации совместной деятельности и общения участников образовательных отношений: учебно-наглядное пособие / сост.: И. В. Серафимович, О. А. Беляева. — Ярославль : ГАУ ДПО
ЯО ИРО, 2019. — 190 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Конференции:
Уровень |
Мероприятие |
Тема выступления |
международный |
V Международная научно-практическая конференция «актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании» 04.2021. |
Обеспечение профессионального роста педагогов при реализации метапредметного подхода в образовательной практике |
Международный научно-практический вебинар «Современные тенденции развития компетентностного подхода в образовании». |
Особенности коррекционно-развивающей компетенции педагогических работников различных специальностей |
|
всероссийский |
научная конференция “Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы”, 8-10 октября 2020 г., ЯрГУ. |
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников |
Совет молодых ученых и специалистов РАО. Г.Москва. Круглый стол «молодые исследователи в сфере наук об образовании и национальные проекты» 02.2021. |
Значимые ориентиры непрерывного профессионального образования педагогов: метапредметный аспект |
|
Научно-практическая конференция «Чтения Ушинского». ЯГПУ. 03.2021. |
Вопросы оценки мотивационной компетенции педагогов |
|
межрегиональный
|
«Кризис образования и образовательные кризисы: мифы и реальность» – Круглый стол. ЯГПУ, 02.2021. |
Особенности проявления коммуникативных компетенций в педагогической деятельности |
«Кризис образования и образовательные кризисы: мифы и реальность» – Круглый стол. ЯГПУ, 02.2021.
|
Специфика метапредметных компетенций учителей профильных школ с различным стажем педагогической деятельности |
|
Межрегиональная научно-практическая онлайн-конференция «Ребенок, общество, будущее: психологи о самом главном». Малая конференция «Актуальные проблемы психологической деятельности в рамках сопровождения национального проекта «Образование». |
Значимые ориентиры непрерывного профессионального образования педагогов: метапредметный аспект |
Публикации:
- Беляева О.А., Киселева Т.М «Информационно-коммуникационная компетентность педагогов как основа формирования образовательных результатов школьников» // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы IV международной научно-практической конференции [21 апреля 2020 г., Ярославль − Минск] / под науч. ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020.
- Беляева О.А. «Особенности коррекционно-развивающей компетенции учителей начальной школы» // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» / под науч. ред. Н.Н. Иванова. – Ч.1. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020.
- Квитницкая, Г., Беляева О., Кучеренко Г. «Профобразование педагогов: метапредметный аспект» // "Директор школы №1, 2021г. – С. 34-44.
- Беляева О.А., Серафимович И.В. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников средствами динамического обучения // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8–10 октября 2020 г. / отв. ред. А. В. Карпов. – Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. – С. 339-345.
- Беляева О.А. Исследовательская компетентность педагогов как ключевая позиция современной образовательной практики // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно- практической конференции (18 декабря 2020)/ под науч. ред. Е.В. Карповой.- Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. – С. 25-29.
- Беляева О.А. Организация работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению процесса формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся // Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала : материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ИРО / под ред. А. В. Золотаревой. — Электрон. текстовые дан. (6,5 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020.
Промежуточный отчет по реализации проекта
«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»
за I полугодие 2020/2021 учебного года
Руководитель проекта Квитницкая Г.Л.
№ п/п |
Задачи этапа в соответствии с планом реализации проекта |
Основное содержание деятельности (проведенные мероприятия) |
Ожидаемые результаты |
Достигнутые результаты |
Что не выполнено (указать по какой причине) |
1 |
Оценка уровня сформированности метапредметных компетенций учителей |
Педсоветы: «Образование XXI века: ценности и смыслы» «Формирование исследовательской позиции обучающихся средствами проектной деятельности» |
Определение ресурсных и дефицитарных областей в метапредметных компетенциях педагогических работников школы |
Представлен анализ исследовательской компетенции педагогов по МО; Дана оценка сформированностисти sovt-skills педагогов |
|
2
|
Развитие методической компетентности педагогов школы в области формирования метапредметных результатов.
Согласование метапредметного подхода в действиях учителей школы. |
Методический семинар «Метапроблема как способ организации деятельности обучающихся в надпредметном проектном формате» |
Повышение компетентности педагогов в области формирования метапредметных результатов средствами проектной технологии. |
Разработаны и представлены педагогам рекомендации по использованию проектных и исследовательских технологий в работе с обучающимися. |
|
Разработка дидактического материала и методических рекомендаций для педагогов и обучающихся в рамках сопровождения проектной и исследовательской деятельности. |
Повышение качества реализуемых в школе проектных и исследовательских работ |
Разрабатываются рекомендации для педагогов и учащихся, включенных в проектную деятельность на каждом из уровней общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики требований к проектным и исследовательским работам. |
Материалы находятся в процессе работы |
||
Создание школьной электронной базы данных ВПР |
Повышение качества системного анализа результатов ВПР на всех уровнях обучения, применение данных в педагогической деятельности |
Разработка программного обеспечения как инструмента систематизации и обобщения, накопления результатов ВПР обучающихся. |
Материалы находятся в процессе работы |
||
Организация работы КПК педагогов по программе «Интернет-ресурсы как средство организации учебного взаимодействия» |
Повышение уровня готовности педагогов к работе с использованием ИКТ-ресурсов в профессиональной деятельности |
К обучению на базе школы привлечены ресурсы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города 25 педагогов проходят обучение по курсу |
|||
- Декада валеологии - Декада гуманитарных дисциплин |
- повышение профессиональной компетентности в рамках проектирования и реализации методической и экспериментальной работы в условиях межпредметной образовательной деятельности. |
Разработаны целевые ориентиры в организации межпредметных декад;сценарии метапредметных декад двух образовательных областей. Проведены межпредметные декады с учетом соблюдения санитарно-эпидимиологических требований |
|||
3 |
Разработка рекомендаций по организации работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению процесса формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся |
Психолого-педагогический анализ возможностей ППК как инструмента организации взаимодействия педагогов в вопросах работы над метапредметными образовательными результатами школьников |
Определение ключевых возможностей ППК как коллегиального органа работы в области метапредметных образовательных результатов |
Разработана логика организации работы консилиума; материалы представлены к публикации в рамках конференции ГАУ ЯО ИРО |
Выход публикации запланирован на начало 2021 года |
4 |
Представление опыта работы в рамках научно-практических конференций, публикаций в сборниках материалов конференций и периодических изданиях. |
Обобщение и систематизация опыта работы, оформление материалов практической деятельности к публикациям |
Расширение информированности профессионального сообщества об опыте инновационной деятельности в школе |
Материалы представлены в рамках III Всероссийская научно-практическая конференция "Опыт и перспективы реализации ФГОС в современной школе" Подготовлены 4 публикации: - «Значимые ориентиры непрерывного профессионального образования педагогов: метапредметный аспект» - «Организация работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению процесса формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся» - «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников средствами динамического обучения» - «Исследовательская компетенция педагогов как ключевая компетенция современной образовательной практики» |
3 из обозначенных публикаций приняты редакциями, готовятся к публикации |
Все материалы представлены на сайте образовательной организации МОУ "Средняя школа № 59"