Добро пожаловать на школьный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа №59" города Ярославля

Страница обновлена 18.05.2021

Ежегодный отчет о результатах деятельности МРЦ

«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»

за 2020 /2021 учебный год

1. Общая информация

    1. Участники проекта (внутри учреждения)

№ п/п

ФИО участника

Должность,

квалификационная категория

Функции при реализации проекта

1

Квитницкая Г. Л.

Директор школы, высшая

Руководство деятельностью ОУ

2

Байраш Е.Н.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая

Управление, методическое руководство деятельностью педагогического коллектива в рамках проекта

3

Кучеренко Г.Н.

заместитель директора по воспитательной работе, высшая

Управление, методическое руководство деятельностью педагогического коллектива в рамках проекта

4

Беляева О.А.

Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, педагог-психолог, к.пс.н., высшая

Научное руководство проектом;

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности коллектива в рамках проекта

5.

Киселева Т.М.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая

Информационно-технологическое сопровождение деятельности педагогического коллектива в рамках проекта

5

Потапов Е.А.

учитель информатики, первая

Информационно-технологическое сопровождение деятельности по реализации идей проекта

Участники проекта (сетевое взаимодействие, при наличии): ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

2. Описание этапа инновационной деятельности (2020/2021 учебный год)

2.1. Цели/задачи/достижения

№ п/п

Задачи этапа в соответствии с планом реализации проекта

Основное содержание деятельности (проведенные мероприятия)

Ожидаемые

результаты

Достигнутые

результаты

Что не выполнено

(указать по какой причине)

1

Оценка уровня сформированности метапредметных компетенций учителей

Педсоветы:

«Образование XXI века: ценности и смыслы»

Определение ресурсных и дефицитарных областей в метапредметных компетенциях педагогических работников школы

Представлен анализ исследовательской компетенции педагогов по МО;

Дана оценка

сформированностисти  sovt-skills педагогов. Результаты диагностики соотнесены с итогами всероссийской диагностики в рамках интенсива «Я-Учитель». Выявлены общие тенденции, характерные для педагогического сообщества.

 

2

 

Развитие методической компетентности педагогов школы в области формирования метапредметных результатов.

 

Согласование метапредметного подхода в действиях учителей школы.

 

 

 

Методический семинар «Метапроблема как способ организации деятельности обучающихся в надпредметном проектном формате»

Повышение компетентности педагогов в области формирования метапредметных результатов средствами проектной технологии. Повышение качества реализуемых в школе проектных и исследовательских работ

 

Разработаны и представлены педагогам рекомендации по использованию проектных и исследовательских технологий в работе с обучающимися. 

 

 

Разработаны и выставлены на сайте школы методические рекомендации в текстовом и инфорграфическом формате для педагогов и учащихся, включенных в проектную деятельность на каждом из уровней общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики требований к проектным и исследовательским работам.

 

Педагогический педсоветы и методические семинары реализованы в онлайн формате.

 

 

Педагогический совет "Формирование исследовательской позиции обучающихся средствами проектной деятельности"

 

Разработка дидактического материала и методических рекомендаций для педагогов и обучающихся в рамках сопровождения проектной и исследовательской деятельности.

 

Методический семинар "Основные средства и проблемы формирования смысловой сферы обучающихся" (с участием И.С. Синицына, зам. декана ЕГФЯГПУ)

Повышение компетентности педагогов в вопросах мотивации обучающихся к самообразованию и саморазвитию в образовательном процессе и во внеурочной деятельности.

Проанализированы позиции педагогов различных предметных областей и старшеклассников в вопросах создания в школе условий для саморазвития личности обучающихся. Педагогам представлен цифровой инструмент для интерактивной работы Padlet.com  (интерактивная доска); подобраны техники, приемы, упражнения для формирования продуктивной учебной мотивации школьников.

 

Педагогический совет «Формирование смысловой сферы обучающихся, как средство саморазвития личности»

 

Педагогический совет «Культура здоровьесбережения: Школа как носитель  ценностей физического, интеллектуального и эмоционального здоровья детей и взрослых»

Повышение компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения как ключевого направления формирования метапредметных образовательных результатов в школе.

Разработка методических рекомендаций по организации здоровьесберегающего образовательного пространства в направлениях создания здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы и программы просветительской работы с родителями.

 

Создание школьной электронной базы данных ВПР

Повышение качества системного анализа результатов ВПР на всех уровнях обучения, применение данных в педагогической деятельности

Разработано и апробируется программное обеспечение по систематизации и обобщению персонифицированных результатов ВПР обучающихся.

 

Организация работы КПК педагогов по программе «Интернет-ресурсы как средство организации учебного взаимодействия»

Повышение уровня готовности педагогов к работе с использованием ИКТ-ресурсов в профессиональной деятельности

К обучению на базе школы привлечены ресурсы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города

25 педагогов прошли обучение по курсу.

 

- Декада валеологии

- Декада гуманитарных дисциплин

- Декада педагогов дополнительного образования, учителей музыки и изобразительного искусства «Жизнь как наука. Наука как жизнь»

- Декада информационно-технологических дисциплин «Наука и технологии»

декада естественнонаучных дисциплин (биологии, географии, физики, химии и астрономии) «Жизнь как наука. Наука как жизнь».

- повышение профессиональной компетентности в рамках проектирования и реализации методической и экспериментальной работы в условиях межпредметной образовательной деятельности.

 

Определены целевые ориентиры в организации межпредметных декад как формы работы со школьниками в контексте метапредметного подхода.

Разработаны

сценарии метапредметных декад пяти образовательных областей.

Часть мероприятий межпредметных декад прошла в онлайн формате с учетом соблюдения санитарно-эпидимиологических требований.

 

 

3

Разработка рекомендаций по организации работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению процесса формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся

Психолого-педагогический анализ возможностей ППК как инструмента организации взаимодействия педагогов в вопросах работы над метапредметными образовательными результатами школьников.

Определение ключевых возможностей ППК как коллегиального органа работы в области метапредметных образовательных результатов.

Разработана логика организации работы консилиума; материалы представлены к публикации в рамках конференции ГАУ ЯО ИРО.

 

 

 

4

Представление опыта работы в рамках научно-практических конференций, публикаций в сборниках материалов конференций и периодических изданиях.

Обобщение и систематизация опыта работы, оформление материалов практической деятельности к публикациям.

Расширение информированности профессионального сообщества об опыте инновационной деятельности в школе.

В течение года все материалы работы своевременно выставлялись на сайте школы, представлялись в рамках научно-практических конференций различного уровня, вебинаров.

 

Если в проект вносились изменения, необходимо указать какие и причину внесения коррективов.

Содержательно изменений не вносились, необходимые организационные изменения не оказали значимого влияния на ход проекта и реализацию его ключевых направлений.

2.2. Условия, созданные для достижения результатов инновационного проекта/этапа инновационной деятельности

- кадровые: использование педагогических кадров первой и высшей квалификационной категории, имеющих опыт и достижения в сфере работы с метапредметными и личностными образовательными результатами;

- организационные: системный управленческий контроль за реализацией идей проекта; организация эффективного взаимодействия специалистов ОУ; активное участие специалистов ОУ в представлении опыта работы на уровне школы, муниципальной службы образования, научно-практических конференций разного уровня; использование ресурсов сетевого взаимодействия с высшей школой;

- психологические: создание благоприятного психологического климата; формирование мотивации коллектива к реализации идей непрерывного профессионального образования педагогов; организация комплексной психолого-педагогической диагностики и анализа ее результатов; использование возможностей соотнесения результатов внутренней диагностики с данными внешнего мониторинга.

- информационно-технологические: обеспечение высококвалифицированного информационно-технологического сопровождения деятельности; участие учителей информатики в разработке необходимых баз данных.

2.3. Трудности и проблемы, с которыми столкнулись при реализации инновационного проекта

- высокая интенсивность работы;

- невозможность реализации многих идей, связанных с созданием условий для разновозрастного взаимодействия в коллективе школьников, в ситуации эпидемиологических ограничений;

- трудности организации работы в формате смешанного обучения.

3. Описание результатов инновационной деятельности

3.1.  Достигнутые результаты и эффекты инновационного проекта:

1) Осуществлен комплексный анализ всех предметных областей в контексте реализации идей метапредметного подхода к деятельности.

2) Обобщен и поэтапно представлен в рамках публичного обсуждения с педагогическим коллективом и педагогами МСО, высшей школы РФ и БР опыт школы по организации диагностики уровня готовности педагогов к реализации метапредметного подхода в профессиональной деятельности.

3) В соответствии с выявленными дефицитами скорректирована программа внутрикорпоративного обучения педагогов школы, консультирование педагогов по актуальным вопросам.

4) Реализован цикл онлайн педагогических советов и методических семинаров для педагогов, посвященных работе с различными информационными платформами при организации обучения с использованием цифровых ресурсов.

5) Реализован КПК педагогов по программе «Интернет-ресурсы как средство организации учебного взаимодействия».

5. Разработан цикл межпредметных декад в контексте реализации идей метапредметного подхода в образовательной деятельности.

6. Реализована серия проектов и исследовательских работ школьников метапредметного содержания.

3.2. Обоснование востребованности результатов инновационной деятельности для МСО г. Ярославля

- Опыт работы в рамках психолого-педагогического, информационно и методического сопровождения деятельности коллектива педагогов вызывали интерес со стороны образовательных организаций г. Ярославля, имеются положительные отзывы участников о представленном опыте работы.

- По итогам представления материалов на сайте школы получено приглашение от редакции научно-методического журнала «Директор школы» к публикации материалов, представляющих опыт работы с педагогами.

- По результатам выступлений на региональных конференциях были получены приглашения для участия в мероприятиях всероссийского и международного уровней, в том числе, организуемых РАО.

3.3. Влияние инновационных процессов на эффективность деятельности образовательной организации

- благодаря комплексной диагностике педагогического коллектива, с учетом выявленных дефицитов скорректирована программа дальнейшего внутрикорпоративного обучения педагогов школы, консультирование педагогов по актуальным вопросам.

- благодаря реализованному циклу онлайн конференций для педагогов, посвященных работе с различными информационными платформами и ресурсами при организации обучения в дистанционном формате существенно улучшилось качество проведения занятий с обучающимися в период дистанционного обучения.

3.4. Материалы, подтверждающие положительный эффект инновационного проекта (результаты аналитической деятельности, опросов, статистических данных, подтверждающих результативность деятельности)

- Идеи непрерывного профессионального образования педагогов, представленные в научно-методическом и наглядно-методическом пособиях, получили положительные рецензии Кашапова М. М., заведующего кафедрой педагогики и педагогической психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, профессор, доктор психологических наук, и Ансимовой Н. П., доктора психологических наук, профессора кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

- Опубликованные материалы пособия стали призером (3 место) Выставки-конкурса "Психологические ресурсы образования" в рамках межрегиональной научно-практической онлайн-конференции «Ребенок, общество, будущее: психологи о самом главном».

3.5. Презентация опыта инновационной деятельности (организация и участие в мероприятиях разных уровней, публикации материалов и др.)

 

Конкурсы:

Межрегиональная научно-практическая онлайн-конференция «Ребенок, общество, будущее: психологи о самом главном». Выставка-конкурс "Психологические ресурсы образования" – 3 место.

Пособия

И.В. Серафимович, О.А. Беляева, Ю.Г. Баранова, Т.Г. Варфаломеева. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся (учебно-методическое пособие). Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 132 с.

Формирование личностных образовательных результатов обучающихся: материалы для организации совместной деятельности и общения участников образовательных отношений: учебно-наглядное пособие / сост.: И. В. Серафимович, О. А. Беляева. — Ярославль : ГАУ ДПО

ЯО ИРО, 2019. — 190 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

 

Конференции:

Уровень

Мероприятие

Тема выступления

международный

V Международная научно-практическая конференция «актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании» 04.2021.

Обеспечение профессионального роста педагогов при реализации метапредметного подхода в образовательной практике

Международный научно-практический вебинар «Современные тенденции развития компетентностного подхода в образовании».

Особенности коррекционно-развивающей компетенции педагогических работников различных специальностей

всероссийский

научная конференция “Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы”, 8-10 октября 2020 г., ЯрГУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников
средствами динамического обучения

Совет молодых ученых и специалистов РАО. Г.Москва. Круглый стол «молодые исследователи в сфере наук об образовании и национальные проекты» 02.2021.

Значимые ориентиры непрерывного профессионального образования педагогов: метапредметный аспект

Научно-практическая конференция «Чтения Ушинского». ЯГПУ. 03.2021.

Вопросы оценки мотивационной компетенции педагогов

межрегиональный

 

«Кризис образования и образовательные кризисы: мифы и реальность» – Круглый стол. ЯГПУ, 02.2021.

Особенности проявления коммуникативных компетенций в педагогической деятельности

«Кризис образования и образовательные кризисы: мифы и реальность» – Круглый стол. ЯГПУ, 02.2021.

 

Специфика метапредметных компетенций учителей профильных школ с различным стажем педагогической деятельности

Межрегиональная научно-практическая онлайн-конференция «Ребенок, общество, будущее: психологи о самом главном».

Малая конференция «Актуальные проблемы психологической деятельности в рамках сопровождения национального проекта «Образование».

Значимые ориентиры непрерывного профессионального образования педагогов: метапредметный аспект

Публикации:

  1. Беляева О.А., Киселева Т.М «Информационно-коммуникационная компетентность педагогов как основа формирования образовательных результатов школьников» // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы IV международной научно-практической конференции [21 апреля 2020 г., Ярославль − Минск] / под науч. ред. Е.В. Карповой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020.
  2. Беляева О.А. «Особенности коррекционно-развивающей компетенции учителей начальной школы» // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» / под науч. ред. Н.Н. Иванова. – Ч.1. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020.
  3. Квитницкая, Г., Беляева О., Кучеренко Г. «Профобразование педагогов: метапредметный аспект» // "Директор школы №1, 2021г. – С. 34-44.
  4. Беляева О.А., Серафимович И.В. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников средствами динамического обучения // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8–10 октября 2020 г. / отв. ред. А. В. Карпов. – Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. – С. 339-345.
  5. Беляева О.А. Исследовательская компетентность педагогов как ключевая позиция современной образовательной практики // Опыт и перспективы реализации федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе: сборник научных статей всероссийской научно- практической конференции (18 декабря 2020)/ под науч. ред. Е.В. Карповой.- Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. – С. 25-29.
  6. Беляева О.А. Организация работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению процесса формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся // Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала : материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ИРО / под ред. А. В. Золотаревой. — Электрон. текстовые дан. (6,5 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020.

 

Промежуточный отчет по реализации проекта

«Система сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов в области формирования метапредметных образовательных результатов»

за I полугодие 2020/2021 учебного года

Руководитель проекта Квитницкая Г.Л.

№ п/п

Задачи этапа в соответствии с планом реализации проекта

Основное содержание деятельности (проведенные мероприятия)

Ожидаемые

результаты

Достигнутые

результаты

Что не выполнено

(указать по какой причине)

1

Оценка уровня сформированности метапредметных компетенций учителей

Педсоветы:

«Образование XXI века: ценности и смыслы»

«Формирование исследовательской позиции обучающихся средствами проектной деятельности»

Определение ресурсных и дефицитарных областей в метапредметных компетенциях педагогических работников школы

Представлен анализ исследовательской компетенции педагогов по МО;

Дана оценка

сформированностисти  sovt-skills педагогов

 

2

 

Развитие методической компетентности педагогов школы в области формирования метапредметных результатов.

 

Согласование метапредметного подхода в действиях учителей школы.

Методический семинар «Метапроблема как способ организации деятельности обучающихся в надпредметном проектном формате»

Повышение компетентности педагогов в области формирования метапредметных результатов средствами проектной технологии.

Разработаны и представлены педагогам рекомендации по использованию проектных и исследовательских технологий в работе с обучающимися.

 

Разработка дидактического материала и методических рекомендаций для педагогов и обучающихся в рамках сопровождения проектной и исследовательской деятельности.

Повышение качества реализуемых в школе проектных и исследовательских работ

Разрабатываются рекомендации для педагогов и учащихся, включенных в проектную деятельность на каждом из уровней общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики требований к проектным и исследовательским работам.

Материалы находятся в процессе работы

Создание школьной электронной базы данных ВПР

Повышение качества системного анализа результатов ВПР на всех уровнях обучения, применение данных в педагогической деятельности

Разработка программного обеспечения как инструмента систематизации и обобщения, накопления результатов ВПР обучающихся.

Материалы находятся в процессе работы

Организация работы КПК педагогов по программе «Интернет-ресурсы как средство организации учебного взаимодействия»

Повышение уровня готовности педагогов к работе с использованием ИКТ-ресурсов в профессиональной деятельности

К обучению на базе школы привлечены ресурсы сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города

25 педагогов проходят обучение по курсу

 

- Декада валеологии

- Декада гуманитарных дисциплин

- повышение профессиональной компетентности в рамках проектирования и реализации методической и экспериментальной работы в условиях межпредметной образовательной деятельности.

Разработаны

целевые ориентиры в организации межпредметных декад;

сценарии метапредметных декад двух образовательных областей.

Проведены межпредметные декады с учетом соблюдения санитарно-эпидимиологических требований

 

3

Разработка рекомендаций по организации работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению процесса формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся

Психолого-педагогический анализ возможностей ППК как инструмента организации взаимодействия педагогов в вопросах работы над метапредметными образовательными результатами школьников

Определение ключевых возможностей ППК как коллегиального органа работы в области метапредметных образовательных результатов

Разработана логика организации работы консилиума; материалы представлены к публикации в рамках конференции ГАУ ЯО ИРО

Выход публикации запланирован на начало 2021 года

4

Представление опыта работы в рамках научно-практических конференций, публикаций в сборниках материалов конференций и периодических изданиях.

Обобщение и систематизация опыта работы, оформление материалов практической деятельности к публикациям

Расширение информированности профессионального сообщества об опыте инновационной деятельности в школе

Материалы представлены в рамках III Всероссийская научно-практическая конференция "Опыт и перспективы реализации ФГОС в современной школе"

Подготовлены 4 публикации:

- «Значимые ориентиры непрерывного профессионального образования педагогов: метапредметный аспект»

- «Организация работы психолого-педагогического

консилиума по сопровождению процесса формирования

метапредметных образовательных результатов обучающихся»

- «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников средствами динамического обучения»

- «Исследовательская компетенция педагогов как ключевая компетенция современной образовательной практики»

3 из обозначенных публикаций приняты редакциями, готовятся к публикации

Все материалы представлены на сайте образовательной организации МОУ "Средняя школа № 59"