Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №59" города Ярославля


Проблемы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

 

О.А.Беляева, педагог-психолог,

МОУ СОШ №59 г.Ярославль

 

Психологический анализ деятельности предполагает обращение внимания не только на степень проработанности ее содержательных аспектов, но и на то, какие формы работы избирает человек, в каких условиях он пребывает. А в педагогической деятельности это становится особенно важно: атмосфера, в которой осуществляется деятельность, субъективное ощущения благополучия или, наоборот, переживание дискомфорта, дают подчас гораздо больше информации, нежели сухой анализ программы, содержания занятия.  Мы  часто хорошо, точно знаем, что надо делать, определяем цели, ставим задачи, но в формировании отношения школьника к учебной деятельности гораздо важнее бывает ставить вопрос «Как? Какими способами мы готовы достигать этих целей? Насколько эти способы разнообразны и отвечают настрою современных детей?»

Уже в течение нескольких лет цель деятельности службы практической психологии определяется как психолого-педагогическое сопровождение, т.е. создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Педагогический акцент в данном случае может быть поставлен на поиск путей сотрудничества взрослых участников образовательного процесса с ребенком, направленного на его самопознание и саморазвитие. Обеспечение комплекса условий, позволяющих расширить зону актуального развития ученика и определить перспективы его ближайшего развития, становится одной из важнейших задач поддержки ребенка, особенно на школьном старте.

Психолого-педагогическое сопровождение реализует ряд целевых и инструментальных функций. Среди целевых можно определить оказание целенаправленного влияния на развитие ребенка, раскрытие всех сфер его индивидуальности, своевременную поддержку в решении проблем, содействие в преодолении трудностей, коррекцию личностной позиции школьника. Из инструментальных – выявление причин возникающих у ребенка затруднений и проблем, построение прогноза на перспективы развития, помощь в формулировке конкретных личных планов, организация взаимодействия участников образовательного процесса.

При всем разнообразии педагогических и психологических способов реализации идеи сопровождения важно понимать, что фактически единственным по-настоящему значимым результатом этой деятельности является развитие ребенка. Сохранение его физического, социального, психологического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия не может отходить на второй, третий план за идеи освоения им компонентов учебной и внеурочной деятельности. В современной реальности это не просто равнозначные задачи, это единственный путь, способный обеспечить долговременное сотрудничество школы и ребенка. При нарушении подобного баланса мы сталкиваемся со снижением познавательного интереса, нежеланием прикладывать усилия, повышенной утомляемостью и общим ослаблением психосоматического состояния школьника. Система внутришкольного взаимодействия подразумевает большое количество субъектов, оказывающих влияние на ребенка, поэтому необходимо понимать, что если их усилия разнонаправлены, ни о каком достижении результатов невозможно вести речь.

Поле подобного взаимодействия участников образовательного процесса можно определить, если иметь в виду основные ценности, относительно которых мы стремимся выстроить вектор развития ребенка. Только договорившись в своем коллективе о едином ценностно-ориентационном пространстве,  только выработав и приняв общие способы организации контактов с ребенком, только включив в это пространство семью школьника, мы сможем по-настоящему эффективно реализовывать идеи, заложенные в образовательной программе, определенные в федеральном государственном образовательном стандарте.

ФГОС начального образования определяет комплекс условий реализации основной образовательной программы, но необходимо подчеркнуть, что эти условия не уникальны для начального звена, они ориентированы на все образовательное пространство и участвовать в их создании не могут изолировано педагоги какой-либо одной параллели; это дело целого коллектива. Часть из задач, определенных в данном случае Стандартом, можно решить, объединив усилия администрации школы, методической службы и педагога-психолога, включив элементы психологического информирования, просвещения в систему деятельности педагогического коллектива.

По опыту работы можем отметить, что педагог-психолог может стать полноправным участником планирования деятельности коллектива школы, реализовывать идеи формирования психолого-педагогической компетентности педагогов. Выступления психолога могут встраиваться в систему педагогических советов, акцентируя вопросы, на которые не всегда обратят внимание педагоги, предоставляя свой взгляд на обсуждаемые проблемы. Подчеркнем, что в эти обсуждения включаются все педагоги, и поэтому идеи изменений в образовательной практике становятся общими темами, общими проблемами; а отдельные проводимые психологом семинары могут быть ориентированы на актуальную проблематику начальной школы, среднего, старшего звена.

По результатам совместной с учителями работы нами выявлены ряд значимых моментов в оценке  самими педагогами, работающими в этом году с первыми классами, собственной деятельности:

- педагоги, участвующие в реализации ФГОС НОО хорошо информированы  относительно принципиальных позиций, на которых базируются  новые направления в организации обучения школьников, относительно имеющейся нормативно-правовой базы введения Стандартов;

-  учителя не испытывают затруднений в реализации принципов системно-деятельностного подхода в обучении, организации самостоятельной, творческой деятельности обучающихся, использовании информационно-коммуникативных технологий в рамках учебных занятий и внеурочной деятельности

- значительные  проблемы в профессиональной деятельности педагогов вызваны неразработанностью системы документации, большим количеством текущих документов и сложностью их своевременного ведения при высокой наполняемости классных коллективов.

- самые серьезные затруднения связаны с необходимостью разработки на внутришкольном уровне системы оценивания достижений обучающихся и ее применения в рамках учебных занятий.

Сложности в данном отношении испытывают и школьные психологи, поскольку с их стороны ожидается помощь в оценке, прежде всего, личностных результатов, а способ организации подобной оценки также не определен. Методики диагностики в данном случае чаще всего могут использоваться с достаточной степенью надежности лишь в индивидуальной работе, а в условиях больших школ это крайне затруднительно. Кроме того, возникают сложности с соотнесением результатов педагогической и психологической оценки, а также с необходимостью приведения их в единую систему, шкалу. Также возникают огромные сомнения в плане соблюдения этики психологической практики, поскольку по договоренности с родителями мы не имеем права озвучивать результаты диагностики ребенка третьим лицам, если это не вызвано необходимостью организации специальной помощи ребенку, а потому идеи включения результатов психологической диагностики, например, в портфолио школьника, вызывают много вопросов…

Возвращаясь к идее формирования психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса, обратим внимание на необходимость планомерной работы в данном отношении с родителями. Вопросы психологического взросления ребенка и способов оказания родительской поддержки и помощи, с нашей точки зрения,  становятся порой более важными, нежели информирование об учебной успешности школьника и обязательно должны быть включены в содержание родительских собраний.

Часть нагрузки по обеспечению условий реализации образовательной программы могут взять на себя занятия в рамках программы внеурочной деятельности. Особая роль в данном случае может быть отведена программам социально-педагогического и психологического сопровождения первоклассников.

Разработанная нами программа сопровождения адаптации первоклассников «Школа – это здорово!» включает в себя четыре блока:

1 блок «Умеем ли мы учиться» предполагает диагностическую оценку уровня готовности к школьному обучению; причем, хронологически он будет открывать программу и завершать ее, поскольку именно вариант рубежной диагностики позволит сделать выводы о динамике индивидуального развития ребенка за период обучения в первом классе.

2 блок «Так становятся умными» несет большую содержательную нагрузку и делает основной акцент на развитие познавательных компетенций -  произвольности познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти) и целого спектра базовых мыслительных способностей, лежащих в основе понятийного теоретического мышления.

3 блок «Я – хороший ученик» связан в большей степени с личностными УУД и направлен на формирование позитивного представления первоклассника о себе как об ученике, однокласснике, участнике школьных объединений.

4 блок «Учиться – всегда пригодится» в своем содержании ориентирован на спектр коммуникативных и регулятивных действий, обеспечивающих организацию учебной деятельности и внеурочного общения; он нацелен на усвоение и принятие школьником социальных и этических норм взаимодействия, произвольную регуляцию своего поведения.

Дети все разные, отношение к школе крайне противоречивое, неоднозначное, соответственно способы «вхождения» в образовательную среду и проявления себя в ней они выбирают тоже разные. Насколько наша среда готова принять их такими, насколько создаваемые условия способны обеспечить эмоциональный комфорт и сохранить здоровье ребенка – это вопросы, на которые приходится ежедневно отвечать любому взрослому, взаимодействующему с ребенком в школе и даже вне ее. Тревожит тот факт, что медицинские психологи и специалисты психотерапевтического отделения свидетельствуют, что растет число семей учащихся первых, вторых классов, которые уже во второй четверти обращаются за помощью в связи с тем, что дети не хотят идти в школу, не хотят учиться, сопротивляются любому давлению по теме учебы.

У каждого из взрослых, находящихся рядом с ребенком, есть много способов влияния на него, а, самое главное, есть огромное количество вариантов взаимодействия разных специалистов для достижения общих целей.

У нас складываются определенные ожидания по отношению к ученикам, но и у них, есть представления о том, с каким учителем они хотят работать.

По словам наших школьников, учитель – это тот, кто «говорит добрые слова», «учит и сотрудничает со мной», «помогает узнать новое о мире и о себе», «учит, а не выдвигает свои амбиции на первый план», «помогает становиться взрослыми», «не бросает, если что-то не получается», «дает знания, а не забирает силы»… Способность отозваться на эти ожидания – это тоже одна из непростых задач, которые стоят перед современным педагогом.

Презентация выступления