Меню сайта

Информация для родителей и учителей

Логопедические занятия  являются фундаментальными по отношению к таким предметам, как чтение и письмо. Если представить себе дом, который строится с 1 этажа без фундамента, то очевидно, что рано или поздно он начнёт разрушаться. Относительно речи для детей, имеющих логопедические проблемы, это будет проявляться в нарушениях чтения и письма, связной речи, проблемах при общении.  На логопедических занятиях “строят”  такой речевой “фундамент”:

  • формируют необходимые навыки
  • корректируют неправильно сформированные речевые навыки,
  • делают профилактику  возникновения  возможных речевых нарушений.

На какие ошибки нужно обратить внимание родителям младших школьников, и чем может помочь учитель-логопед?

Чтение

·         Ребёнок с трудом запоминает буквы, путает их.

·         Не может сливать буквы в слог, читает побуквенно.

·         Читает, но смысла прочитанного не понимает.

Письмо

·         При списывании и письме под диктовку пропускает буквы

·         Заменяет буквы: о-а, у-о, а-я, ё-ю, п-б, т-д, ш-щ, ч-ц, б-д, п-т, и др.

·         Слитно пишет предлоги со словами: «водворе», «сомной», «настоле», «влесу».

·         С трудом ставит ударение.

·         С трудом делит слова на слоги.

Произношение

Правильным звукопроизношением ребенок должен овладеть в дошкольном возрасте. Дефект речи может затруднить ребёнку обучение в школе.

Случается, что произношение правильное или дефект уже устранён, но фонематический слух недостаточно сформирован. Это может приводить к ошибкам на письме.

Во время обследования устной и письменной речи  учащихся начальных классов(в начале и в конце учебного года) учитель – логопед  выявляет детей с проблемами и проводит занятия 2-3 раза в неделю в группах по 3-6 человек.

 Продолжительность работы с ребёнком в зависимости от сложности дефекта составляет от 6 месяцев до 2 лет.

Для чего необходимо заниматься коррекцией и развитием речи?

·         Правильное звукопроизношение, грамотная и красивая речь помогает формированию межличностного общения.

·         Развивая речь, мы развиваем внимание, память, мышление.

·         Развитие речи вырабатывает умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

·         Развитие речи -основа успешного усвоения чтения и письма.

·         Коррекция нарушений в родной речи – залог успешного овладения иностранными языками.

·         Правильная и грамотная устная и письменная речь позволяет расширить для себя сферу выбора будущей профессии, в конечном счёте, способствует самореализации.

Эффективность логопедической работы в режиме занятий в общеобразовательной школе зависит от:

- диагностики (проводится специалистом – логопедом)

- составленной по результатам логопедического обследования индивидуальной программы коррекции  (проводится специалистом – логопедом)

- регулярных занятий со специалистом (посещаемость занятий контролируется родителями, если учащийся не находится в группе продлённого дня)

- отношения к проблеме и понимание проблемы родителями. Иногда родители не хотят “затруднять себя “ выполнением рекомендаций логопеда и закреплением со своим ребёнком навыков, полученных на занятиях. Иногда  считают, что объём логопедических работ должен ограничиваться лишь тем, что они считают нужным, в этих можно услышать: “нам нужно только букву “р” исправить”.  Во-первых, мы произносим звуки, а не буквы. Во-вторых, объём и направленность логопедической работы устанавливается после проведённого логопедического обследования, в третьих, речевое развитие неразрывно связано со здоровьем, развитием ребёнка,  роль и ответственность родителей в этом случае состоит в помощи своим детям. Родителям необходимо знать основной минимум информации о речевом развитии детей. (См. разделы ниже)

- регулярной автоматизация навыков полученных на занятиях (осуществляется учащимися и родителями во внеучебное время, учителями на уроках)

- личностных характеристик учащегося (память, внимание, мышление и т.д.)

- возраста.

Важно помнить:

  • Логопедические занятия требуют большой умственной, энергетической, временной затраты, поэтому в период, когда проходят коррекционные занятия следует особенно внимательно отнестись к режиму дня учащегося, лучше освободить его от  не основных в данный период дополнительных занятий – ограничиться школьной программой, следить за режимом питания, принимать витамины, при совместной работе логопеда и невролога  принимать медицинские препараты
  •  Для учащихся 1 класса, имеющих логопедические затруднения, дополнительные занятия иностранным языком лучше перенести на время после окончания коррекции. В противном случае иностранный язык, как и родной, будет усваиваться через призму речевых проблем ребёнка, а значит, также потребует коррекции. Кроме того, коррекция речи  и начало изучения иностранного языка могут обоюдно тормозиться. 
  • Понимание необходимости логопедических занятий, мотивация к ним, отношение к специалисту у учащихся 1-4 классов в силу возраста во многом формируется под влиянием их родителей.  Детям важно видеть заинтересованность в состоянии их речи, в логопедических занятиях не только логопеда, но и родителей. Важно, чтобы родители и учителя,  помогали учащимся вводить полученные на логопедических занятиях навыки в речь, не критиковали речь ребёнка, а в соответствии с поэтапным планом коррекции отмечали успешные шаги.
  • При формировании навыков важно помнить о взаимодействии психических, двигательных  процессов, мышления. Психические процессы  управляют двигательными, те в свою очередь влияют на состояние нервной системы, участвуют в формировании навыка. Для формирования любого навыка необходимо:

        – иметь  представление о правильном способе действия и понимание его

        – собственное действие и получение от него результата.

На начальном этапе при формировании навыка важно научиться  осознавать неточности и ошибки, в противном случае дальнейшая автоматизация навыка при самостоятельной работе  может лишь закреплять неправильно сформированный навык.

При выполнении рекомендаций логопеда нужно сохранять условия процесса выработки навыка. К этому можно отнести и то, что, например, если логопедом рекомендовано упражнение по переписыванию с подчёркиванием отдельных элементов, то не нужно самостоятельно заменять его на диктовку, или, если дифференциация звуков закрепляется на уровне упражнений со слогами, то не следует заменять эти упражнения на проговаривания предложений и т.п.

Буклет "Особенности речевого развития"

Виды речевых нарушений у младших школьников

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики для развития речи детей (буклеты - памятки)

Сборник упражнений и игр для развития речи

 Проблемы с почерком